«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Одна из этих грамот попала в Нижний Новгород и прочтенная там с церковного амвона необыкновенно воодушевила некоего Козьму Минина-Сухорука, который обратился к своим согражданам с пламенной речью: «Православные люди! Похотим помощи Московскому государству. Встанем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятые Богородицы. Заложим наших жен и детей, и освободим Отечество». Образовалось ополчение, которое возглавил глубоко верующий князь Димитрий Михайлович Пожарский. Много необыкновенных и самых неожиданных трудностей встретило это ополчение на своем пути, вследствие царившей тогда общей разрухи и сильнейшего морального разложения среди самих же русских людей.

Но возлагавший всю свою надежду не на обыкновенные человеческие силы, а на помощь Божию и на молитвенное предстательство Заступницы Усердной рода христианского, столько раз уже чудесно спасавшей русскую землю, благочестивый князь Пожарский взял с собой в ополчение чудотворный образ Казанской Божией Матери, перед которым русские воины постоянно молились в лагере. Уже перед самой Москвой нижегородское ополчение встретило столько препятствий, что спасение начало казаться безнадежным. Многих охватило малодушие и отчаяние.

И вот в таком горестном положении оставалась лишь одна надежда – на чудесную помощь свыше. Весь народ и войска стали с особым сердечным умилением возсылать свои моления к Божией Матери перед Ее великой святыней – чудотворным образом. После отслуженного общего молебна был наложен на всех строгий трехдневный пост. И эта слезная мольба русских людей не осталась неуслышанной.

В Московском Кремле в плену у поляков томился в тяжком недуге прибывший в Россию с Востока Архиепископ Елассонский Арсений. Среди полночной тишины темничная келлия его озарилась необыкновенным небесным светом, и он увидел в сиянии этого света печальника земли русской преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.

«Арсений» – сказал тот: «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности этих слов, болящему старцу возвращается крепость сил, а радостная весть эта, распространяясь повсюду из уст в уста, переходит за стены города и исполняет неустрашимым мужеством сердца воинов. На другой день 22-го октября ополчение делает решительный приступ, и Москва действительно освобождается от врагов. Крестным ходом, неся впереди чудотворную икону Казанской Божией Матери, вступили русские воины в освобожденную столицу, а навстречу им вышел вместе с сохраненной им в плену другой великой святыней русского народа в руках – чудотворной иконой Божией Матери Владимирской Архиепископ Арсений.

На царский престол был избран затем царь Михаил Федорович Романов, и начался необыкновенный расцвет русского государства, продолжавшийся вплоть до нашего времени, когда русская земля раскинулась на шестую часть света, и стала подлинным оплотом истинно-христианской веры – веры православной для всего мира.

Но позавидовал нам враг вселукавый и, искусив наивных и доверчивых русских людей обманчивым призраком мнимого добра, сумел заставить их отвернуться от своей исконной Заступницы – Заступницы Усердной рода христианского, безчисленное количество раз спасавшей русскую землю от врагов, и вновь ввергнул нас в ужасы нового «смутного времени» – еще гораздо более страшного и ужасного, чем то, которое пережила русская земля 350 лет тому назад.

Где же теперь искать спасения?

Печально, крайне печально то, что нет теперь той веры, какая была тогда – не видно и настоящего покаяния. И то – единственная причина, почему до сих пор не приходит спасение, хотя временами казалось, что оно так близко.

А между тем положение сейчас несравненно хуже, чем было тогда. Родиной нашей овладели гораздо более лютые враги – безбожники-богоборцы, для которых нет ничего святого, которые кощунственно осквернили наши святыни и залили кровью всю русскую землю, злодейски истребив многие миллионы лучших сынов русского народа. Это же готовятся они сделать и со всем остальным миром. С судьбами нашей Родины-России связаны, таким образом, и притом самым тесным образом и судьбы всего остального мира, который после крушения России, как Святой Руси, стал быстро катиться вниз по наклонной плоскости в бездну. И нет и не будет спасения человечеству, если не воскреснет наша прежняя Святая Русь, как мощный оплот истинной веры в мире. Ясное сознание всего этого должно нас побуждать к особой серьезности, к особенной молитвенной сосредоточенности, а воспоминание о дивном чуде заступничества Богоматери, совершившемся в нынешний день – к слезному покаянному обращению к нашей вековечной Заступнице, Которая Одна только может нас спасти, как спасала не раз в прошлом. Будем же с особым углубленным усердием и покаянными слезами от всего сердца молитвенно взывать к Ней о спасении и нашей несчастной Родины и всего мира, следуя сегодняшнему призыву Святой Церкви:

«Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению – Покрову Девы: ускорим на молитву, и потщимся на покаяние» … Аминь.

Идеал Русской Православной государственности.

«Не в силе Бог, а в правде». Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 23 ноября по старому стилю (день его отпевания) и вторично – 30 августа по старому стилю (день перенесения его святых мощей из г. Владимира в царствующий град св. Петра).

Святой благоверный великий князь Александр Невский – подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это – светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры. Это – безстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубого насилия иноплеменников иноверцев.