«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Все эти многотрудные подвиги, совершенные для блага отечества, рано истощили телесные силы святого князя. Однажды, возвращаясь из Орды, он тяжко занемог. Принял пострижение в великую схиму с именем Алексея и скончался, всего на 45-м году своей жизни.

«Чада моя милая, разумейте, яко зайде солнце земли русския» – «закатилось солнце земли русской» – в таких словах объявил народу о кончине всеми горячо любимого князя Митрополит Кирилл. Народ не понял или, вернее, не хотел понять всего мрачного значения этих слов, и только, когда сокрушенный скорбью святитель добавил: «Благоверный Великий Князь Александр ныне преставился», разразился неописуемыми рыданиями. Послышались вопли: «мы погибаем!»

За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие с телом «печальника земли Русской». И к утешению осиротевших русских людей при отпевании его Господь показал великое знамение. Когда Митрополит Кирилл в конце отпевания подошел к усопшему, чтобы вложить в его руку разрешительную грамоту, блаженный князь сам простер свою руку, принял хартию и сложил опять крестообразно свои руки. Благоговейный ужас объял при этом сердца присутствующих. Это было 23 ноября 1263 года.

В 1380 году, когда благоверный великий князь Димитрий, прозванный позже Донским, готовился к решительной битве с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле, благоговейный инок молился ночью в храме Рождественской обители, где погребено было тело блаженного князя Александра. И вот он видит: у гроба его сами собой зажглись свечи, ко гробу подошли два святолепных старца и говорили святому князю: «Возстань, Александр, поспеши на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, ибо его одолевают иноплеменники». Св. Александр встал, и все стали невидимы. Смиренный инок, пораженный страхом, умолчал было о видении. Но когда оказалось, что видение было именно в самую ночь славной Куликовской битвы, он разсказал обо всем Митрополиту. Святитель возвестил о том великому князю и распорядился открыть гробницу святого. Тело оказалось нетленным, хотя прошло целых 117 лет. Тогда с честью положили св. тело в раке поверх земли. Множество дивных чудес совершилось от новоявленных св. мощей: слепые прозирали, разслабленные укреплялись, бесноватые освобождались от мучивших их духов нечистых.

Так увенчал Правосудный Господь мужественного поборника Правды Своей нетленным венцом святости, и даровал русскому народу в лице его нового заступника и молитвенника перед престолом Божиим!

Нетленные мощи его при императоре Петре I (30 августа 1724 года) были торжественно перенесены из г. Владимира в царствующий град Санкт-Петербург и помещены в Александро-Невской Лавре.

«Не в силе Бог, а в правде» – вот великий завет, который оставил нам наш дивный печальник св. благоверный великий князь Александр Невский, и до тех пор, пока верен был русский народ этому великому завету, ширилась и росла Русь могучая православная, процветал и благоденствовал народ русский. Попрана была Правда Божия, и величайшие бедствия обрушились на головы несчастных заблудившихся русских людей, потоки крови и слез потекли по Русской Земле.

Правда Божия, а не преступное безразличие, индифферентность, безпринципность и искание только своей личной корысти, своих собственных узко-эгоистических, карьерных и материалистических интересов, – вот что должно быть положено в основу строительства не только нашей личной и семейной, но и общественной и государственной жизни будущей России, если только суждено ей Богом воскреснуть. Только тогда вновь станет она Святою Русью, а без этого никакая будущая Россия не будет настоящей Россией, в которой отрадно, легко и радостно будет жить настоящему русскому человеку.

Прежде всего – Правда Божия, а потом уже – все остальное.

Так было – так должно быть, или России никакой не будет.

Многие теперь понимают, что без Святой Руси, руководимой Правдой Божией, не будет и мира в мире, о чем сейчас так усердно, одни искренно, а другие лицемерно, хлопочут. Но сколь многие, продавшие душу свою сатане, все силы свои прилагают, чтобы Святая Русь не воскресла, стремясь похоронить ее навсегда. Таких в наше время больше, и в их руках – все средства «мира сего, во зле лежащего»: власть и капитал.

Вместо Правды Божией, ложь воцарилась в мире. Это господство лжи именно в переживаемое время замечательно хорошо отметил наш выдающийся государственный деятель К. П. Победоносцев. За это и возненавидели его так все служители и поборники лжи. Вот его весьма глубокомысленные слова:

«С тех пор как пало человечество, ложь водворилась в мире, в словах людских, в делах, в отношениях и учреждениях. Но никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякого рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о правде. По мере того как усложняются формы быта общественного, возникают новые лживые отношения и целые учреждения, насквозь пропитанные ложью. На всяком шагу встречаем великолепное здание, на фронтоне коего написано: «здесь истина». Входишь, и ничего не видишь кроме лжи. Выходишь, и когда пытаешься разсказывать о лжи, которою душа возмущалась, – люди негодуют, и велят верить и проповедовать, что это – истина, вне всякого сомнения» («Московский Сборник» – «Печать» стр. 60).

Поистине гениально-сказанные слова, так ярко и сильно характеризующие господство лжи в современном мире. Если так было в конце прошлого XIX столетия, то во сколько раз больше приложимы эти замечательные слова правды к переживаемым нами дням, когда это ужасающее торжество лжи достигло, кажется уже своего апогея.