«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вновь слышим мы, возлюбленные о Господе братия и сестры, в храмах наших эти вливающие в нас глубокую отраду слова великого Апостола языков святого Павла, вновь трепещут сердца наши несказанной небесной радостью, внимая ликующим рождественским песнопениям: «Христос рождается – славите, Христос с небес – срящите! …» .

«Егда прииде кончина лета» – что это за «кончина лета»? – Это значит: «когда исполнилась предопределенная Богом от вечности полнота времен», когда кончилось время самовольной жизни людей без Бога, по прихотям своего развращенного сердца. Дальше так жить они не смогли бы. И действительно: история свидетельствуем нам, что ко времени пришествия на землю Христа Спасителя человечество зашло в безысходный нравственный тупик. Зло усилилось до такой степени, что людям ничего не оставалось, как сознать свое полное безсилие, устроить сколько-нибудь сносную жизнь на земле без Бога, без сверхъестественной помощи свыше. Вера в языческих богов была подорвана. Интеллигенция считала их вымыслом народной фантазии, сами жрецы иной раз не могли удержаться от смеха, совершая разные языческие обряды. А так как религия является единственной надежной уздой для низменных стремлений человеческой природы, то одновременно с религией пала и нравственность. О прежних доблестях древнего греко-римского мира не было и помина: все свелось к грубому корыстолюбию, роскоши, изнеженности и плотоугодию. Не было такого порока, такой формы самого безобразного разврата, самого гнусного преступления, которые бы не совершались дерзко и открыто всеми, на каждом шагу и повсюду. Красноречиво рисуют это мрачное состояние тогдашнего мира современные писатели. Лучшие люди того времени буквально задыхались в этой ужасающей атмосфере безверия и нравственного растления и громогласно заявляли, что дальше так жить нельзя, что нет спасения человечеству, если Сам Бог не сойдет на землю и не спасет людей от явно-надвигающейся страшной катастрофы. Замечательно в этом отношении признание одного из знаменитых философов языческой древности, который писал: «Не быть на земле порядку, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснить нам и наши отношения к Нему и наши взаимные обязанности друг ко другу».

И вот оно, столь ожидаемое всеми, наконец, совершилось.

Когда человечество дошло до крайнего предела своего падения и исповедало свое безсилие, свою полную безпомощность, «послал Бог Сына Своего Единородного» .

Совершилась «велия благочестия тайна – Бог явися во плоти» и «с человеки поживе» . Он научил людей, как они должны веровать в Бога и как они должны жить, чтобы спастись и наследовать, после временной телесной смерти, вечную нетленную жизнь, вечное нескончаемое блаженство в общении с Богом. Он основал на земле благодатное Царство Свое – Церковь Свою, в которой обещал Сам пребывать до скончаниия века. Он призывает в эту Церковь всех страждущих и обремененных, обещая им мир, успокоение и духовное возрождение к новой, лучшей жизни в Нем, и живущей в Церкви благодатью Святаго Духа действительно дарует это, соделывая уверовавших во Христа «новою тварью» .

Но что мы видим теперь, в переживаемое нами время?

Человечество вновь безумствует.

Сознав однажды, казалось бы, раз навсегда, свою полную несостоятельность, свое безсилие устроить себе сколько-нибудь сносную жизнь на земле без Бога, и вкусив всю сладость жизни в Боге и с Богом чрез Святую Церковь, люди, в своей гордой самонадеянности, стремятся теперь создать на земле какое-то мнимое всеобщее благоденствие без Бога. Эти самодовольные гордецы уже успели на наших глазах завести все человечество в новый безвыходный нравственный тупик и быстро влекут его в пропасть страшного падения, к страшной всемирной катастрофе.

Ужасающая душу мрачно-зловещая картина религиозно-нравственного состояния современного мира живо напоминает нам то, что было на земле двадцать веков тому назад перед пришествием в мир Христа-Спасителя. Но теперь все это – несравненно хуже и страшнее. Ибо то был мир языческий, не ведавший Истинного Бога и Христа Его, а современный мир – отступнический, отошедший от Христа и Истинной Церкви Его.

А потому и нынешнее дерзкое безверие, доходящее до лютого богоборчества, и безстыдный циничный разврат, и все растущая взаимная злоба и безсовестность особенно преступны и весьма трудно поддаются какому-либо исправлению и уврачеванию.

Но теперь уже не придет Христос, чтобы спасти нас. Для этого Он приходил лишь однажды и раз-навсегда указал нам вечные и неизменные пути ко спасению. Кто упорно не желает им следовать, тот пусть сам пеняет на себя за свою собственную погибель.

Теперь придет Христос вторично – уже не спасать мир, но судить миру всему. Первый раз приходил Он в уничижении, а теперь придет «во славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Mф.25,31). Это будет уже не благостное снисхождение Божие к несчастным, заблудившимся и отчаявшимся в своем спасении людям не знавшим Бога, но Страшный Суд над беззаконными гордецами, ведущими Бога и сознательно отметающими законы Его.

Сколько видим мы в последнее время явных знамений близости Его Второго Пришествия, указанных нам в Евангелии и предсказанных святыми отцами Церкви!

Как напряженно работают сейчас враги Христовы над тем, чтобы искоренить в людях истинную веру Христову и скорее создать в мире условия, благоприятствующие воцарению антихриста, который должен явиться пред Вторым Пришествием Христовым! «Антихрист явится, как учат святые отцы, не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться. Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится» (Еп. Феофан – Толк. к Сол. стр. 505).