«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие» – радостно поет Церковь в великий и славный день Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Дух Святый сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» , о котором предрекал Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни (Мк.9,1), – Царство Духа Божия, Церковь Христова, которой Господь дал великое обетование, что «врата адова не одолеют ее» (Мф.16,18).

Церковь Христова основана на земле, но она – не земного, а небесного происхождения.

Церковь Христова состоит из людей, но она – не человеческая организация, а Божественная.

Это потому, что Глава ее – Божественный Основатель ее – Господь Иисус Христос – Сын Божий Единородный, «нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася» .

Цель, с какой основана Церковь Христова, – спасение душ в жизнь вечную, а потому никаких чисто-земных целей, земных задач истинная Церковь Христова не может, не должна себе ставить.

Это совсем не значит, что она вовсе должна быть отрешена от земли и от всего земного – нет! – но это значит, что она должна быть выше всего временного, земного: на все земное смотреть и все земное расценивать с возвышенной высоты своего положения – со стороны своей высокой цели, своего высокого назначения – вечного спасения людей. Все, что на земле содействует этой высокой цели, для Церкви приемлемо и Церковью одобряется и благословляется; все, что достижению этой цели мешает, так или иначе препятствует, – для Церкви неприемлемо, Церковью отвергается.

С Церковью Христовой ведут жестокую борьбу «не на жизнь, а на смерть» «врата адовы», то есть все самые отборные адские силы, – на ее уничтожение или, хотя бы, на ее обезличение, чтобы сделать ее, по выражению Самого Христа-Спасителя «солью обуявшей» (Мф.5,13), дабы она стала неспособной выполнять свое высокое назначение – спасать души людей в жизнь вечную.

В наше время для многих стало уже очевидным, ясным, что просто «уничтожить» Церковь нельзя: кровавые гонения стольких веков, включая и самые последние гонения нашего времени, ничего в этом отношении не достигли. Поэтому-то «врата адовы» в наше время довольно резко изменили свою тактику: они стремятся обезличить Церковь – отвести ее от ее вечных неземных целей и крепко связать ее с землей, с земными интересами и стремлениями людей.

Делают они это чрез податливых, угодливых, «эластичных» иерархов, легкомысленно продающих Церковь за «иудины сребреники».

О, как тяжко грешат пред Богом и Церковью те иерархи, поставленные быть «блюстителями» Церкви (ибо самое слово «епископ» и значит «блюститель»), хранителями и стражами ее, которые отступают от высоких целей и задач Церкви – спасения душ в жизнь вечную – и устремляются за иными чисто-земными целями, в угождение сильным века сего, идя «в ногу с временем», чтобы иметь от этого лично для себя какие-либо чисто-земные выгоды!

Тогда остается только видимость Церкви, но без духа ее.

Но, как же, спросите вы, возможно это, если Сам Христос обещал, что «врата адовы не одолеют Церкви»?

К сожалению, это изречение многими неправильно понимается, неверно истолковывается, а в наше время весьма часто злонамеренно извращается.

«Неодолимость» Церкви «вратами адовыми», как и «непогрешимость» Церкви – понятия тесно связанные друг с другом – принадлежат всей Церкви Христовой в целом, но никак не какой-либо отдельной ее части, хотя бы и весьма многочисленной, ни тем более – каким-либо отдельным лицам, хотя бы даже священнослужителям в самом высоком сане, епископам, патриархам.