«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но вот, в чем он никогда не ошибался и не заблуждался – это в твердом стоянии за церковную Истину в наше лукавое шатающееся время. Когда произошел здесь, в Америке, печальный церковный раскол, который полностью раскрыл себя в последние дни соглашательством с богоборцами, слугами антихриста, засевшими на нашей несчастной Родине, он сразу же постарался узнать, где Истина. И когда убедился, что Истина в нашей Русской Православной Церкви заграницей, он сразу же отошел от здешнего митрополита-раскольника, как он об этом часто вспоминал и разсказывал, хотя лично к нему митрополит этот относился очень хорошо, внимательно и даже благоволил к нему, тем не менее, Истина Церковная была для о. Иосифа выше всего, и он разорвал с ним всякие отношения, не пожелав даже при встрече подойти под благословение, чем вызвал страшное его негодование.

О. архимандрит Иосиф больше всего любил храм и совершаемое в нем богослужение. От юности занимался он церковным пением и с большим усердием отдавался этому делу. И здесь, у нас, в монастыре, он тоже был основоположником церковного дела. До самого последнего времени, он любил повторять слова псалмопевца: «пою Богу моему, дондеже есмь» . И он, действительно, несмотря на свои крайние немощи, почти всегда приходил в храм на богослужение и, сравнительно совсем недавно, пел, хотя ему это было уже очень трудно, совершенно не по силам.

Как ревновал он о соблюдении церковного устава – это было особенно трогательно. Он не был безразличен к самым малейшим, ничтожным ошибкам или нарушениям церковного устава. Это всегда его крайне волновало и, если он сам не в состоянии был разрешить вопрос, что правильно, а что неправильно, он старался сейчас же выяснить, как правильно должно по уставу совершаться то или другое место богослужения, как правильно, по уставу, нужно петь то или другое песнопение. Он, можно сказать, жил и дышал богослужением. Оно было для него ближе всего и дороже всего.

Можно было бы еще многое сказать об о. архимандрите Иосифе, но полагаю, что и сказанного достаточно, чтобы ясно представить, кого мы лишились в его лице, какую тяжкую невознаградимую утрату понес монастырь.

Необходимо добавить, что о. архимандрит Иосиф, хотя и жил здесь, в Америке, как бы оторванный от прежней Русской Церкви, но по своему духу, по своей настроенности, по своей любви к церковной дисциплине, он смело может быть назван представителем старой Русской школы, каковых заграницей почти уже не осталось. Иной дух господствует теперь здесь в нашей среде по сравнению с тем, как было когда-то у нас на Родине: какая была там строгая дисциплина и порядок во всем, какое было послушание, какая была исполнительность. Образцом всего этого был о. архимандрит Иосиф. Не будет слишком большим дерзновением применить к нему слова великого Апостола языков, святого Павла, архимандрит Иосиф 7/20 августа 1970 года, который, отходя из этой жизни, так писал своему возлюбленному ученику Тимофею: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, прочее убо соблюдается мне нет неправды, егоже воздаст ми Господь в день онь, Праведный Судия, не токмо же мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4,7-8).

О. архимандрит Иосиф принадлежит к числу именно тех, которые возлюбили «явление Господа». Как толкуют святые отцы, под этим «явлением Господа» разумеется второе пришествие Христово, а возлюбившие «явление Господа», – это те люди, которые, как верные рабы, ждут прихода своего Господина и постоянно бодрствуют, ожидая Его. О.

Он понимал, что сейчас наступила эпоха так называемой апостасии, что сейчас особенно необходимо твердо стоять в Церковной Истине, не поддаваясь никаким церковным соблазнам, вроде модернизма, экуменизма и прочего, что сейчас так распространено в мире.

Когда приезжали к нам сюда лица, из числа богомольцев, или просто из числа любопытных иностранцев, о. Иосиф любил всегда заводить с ними разговор на эту тему. И, как только обнаруживал что приезжие не стоят в Церковной Истине, но идут иными путями, он решительно, смело и безбоязненно обличал их в лицо, на что многие даже обижались и оскорблялись. Но, это – дело его именно честности, прямоты, искренности, отсутствие всякого в нем лукавства и подделывания к людям – к человеческим настроениям.

Сейчас, по нашему обычаю, прощаясь с нашим дорогим собратом, прочтем над ним разрешительную молитву. Прочтет ее, его старший сподвижник и многолетний духовный отец, архимандрит Пантелеимон. А затем дадим наше последнее целование умершему.

«Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28,20)

 СЛОВО АРХИМАНДРИТА ABEPKИЯ, сказанное на всенародном торжестве в Свято-Троицком монастыре

 Так сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам перед вознесением Своим на небо. Сколь многознаменательны и утешительны эти слова! Но они относятся не только к ученикам Господа, ставшим Его Апостолами и провозвестниками Его Божественного учения по всей вселенной, а и ко всем нам, если только мы являемся Его искренними учениками и последователями. «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!»