«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Государи Российские и Первосвятители Российской Церкви почитали своим святым долгом, после своего настолования, поспешить туда же, в эту святую лавру, над которой «реют тени минувших веков», чтобы испросить у преподобного благословение и благодатную помощь на предстоявшее им ответственное и великое служение.

Даже лютые богоборцы, овладевшие нашей несчастной Родиной, в результате Богоотступничества русского народа, разрушившие и осквернившие множество наших храмов и святынь, очевидно, по молитвам преподобного Сергия, не посмели посягнуть на его лавру, и она, к счастью и великому утешению для всех истинно-верующих православных русских людей, существует до сих пор, и в нее по-прежнему, хотя и не в таком большом количестве, как прежде, стекаются богомольцы, чтобы излить свою обще-русскую скорбь перед священной ракой.

Вот в чем – единственный верный залог нашего спасения!

Там, у нас на Родине несомненно наблюдаются уже какие-то признаки начала духовного возрождения. Не будем же отставать от этого спасительного движения и мы заграницей – «в изгнании и разсеянии сущии»! Ведь мы живем на свободе, никем еще явно за веру не гонимые: используем же эту нашу свободу для нашего собственного духовного возрождения, в котором и мы все нуждаемся нисколько не меньше, чем наши подъяремные братия. Не будем заниматься безплодным мелочным политиканством, взаимной ожесточенной борьбой и интригами, создавая свои, узко-партийные и чисто-человеческие планы спасения России. Этим России никогда не спасешь! Нужно самое главное, о чем так ясно учит Господь Иисус Христос в Своем Святом Евангелии, – «Единое на потребу».

Вспомним, о чем так горячо взывал перед самой нашей несчастной революцией наш великий праведник и пророк Божий – приснопамятный, ныне святой Иоанн Кронштадтский:

«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»

Вспомним также дивное видение, бывшее одновременно одному благочестивому старцу и престарелой инокини при нашествии Крымских и Ногайских татар, предводимых ханом Махмет-Гиреем в 1521 году. Сонм российских святителей и других святолепных мужей в священных одеждах выходил из Кремля, вынося чудотворную икону Божией Матери Владимирской, столько раз спасавшей Россию. При выходе их из ворот кремлевских навстречу им устремился наш великий «печальник» преподобный Сергий в сопровождении преподобного Варлаама. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их, зачем они идут вон из города, оставляя его на разорение врагам. Со слезами отвечали им святители: «Много мы молили Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении русского народа от предлежащей ему скорби. Бог же не только повелел нам выйти из города, но и вынести с собою чудотворный образ Его Пречистой Матери, ибо презрели русские люди страх Божий и о заповедях Его не радят: вот и попустил Бог придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Преподобный Сергий с Варлаамом стали умолять все же уходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, и начали, вместе с ними, петь молебен, слезно взывая о спасении Пресвятой Богородице.

И что же?

Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города безчисленное войско русское и с ужасом известили об этом хана. Удостоверившись об этом и от других, посланных им на разведку, хан повелел спешно отступать от Москвы, не причинив ей никакого вреда.

Вот каков был этот наш великий «печальник за землю русскую»!

Ведь это все – исторические факты, с которыми нельзя не считаться! Неужели же может быть еще неясно нам, каким путем должны мы идти для спасения России?

Единственный верный наш путевождь ко спасению, которого все мы должны держаться, – это преподобный и Богоносный отец наш Сергий, Игумен, Радонежский чудотворец.

Преподобне отче наш Ceргие, моли Бога о нас!

Непростительное легкомыслие – или …?