«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Вот почему еще до наступления Великого поста, в последнюю из приготовительных седмиц в среду и пятницу и затем в течение всего Великого поста за каждым богослужением Святая Церковь требует от нас произносить замечательную покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, конечно, не одними устами только, но и всем сердцем:
«Господи и Владыко живота моего!» сознавая, что мы всецело всем, вплоть до самой жизни своей, обязаны Богу: «дух праздности» , которая есть начало всех зол, «уныния» , которое есть самый тяжкий смертный грех хулы на Духа Святого, «любоначалия» , которое более всего противится главной христианской добродетели смирения, «и празднословия» , в котором рождаются нездоровые пересуды и которое так мешает необходимой для кающегося грешника внутренней сосредоточенности, «не даждь ми» .
«Дух же целомудрия» , которое есть высшая христианская добродетель, отверзающая духовные очи сердца, «смиренномудрия» , которое убивает фарисейскую гордыню и самопревозношение, как главные препятствия к покаянию, «терпения» , ибо только «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мк.13,13), «и любви» , ибо «любовь есть союз совершенства» (Кол.3,14), «даруй ми, рабу Твоему»!
«Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, Аминь». «Зрение грехов своих – выше зрения Ангелов», – учат свв. отцы-подвижники (преп. Исаак Сирин), ибо кто не видит своих грехов, тот не может и покаяться в них – тот неспособен к покаянию, и, следовательно, закрыт для него путь спасения.
Вот только тот, кто, впитав в себя глубокие наставления приготовительных недель к Великому посту, проникнется сам столь же глубоко настроением этой дивной великопостной молитвы, может надеяться, что Великий пост не пройдет для него безплодно, но он выйдет из «пучины поста» как бы обновленным, «новой тварью во Христе», в чем именно и состоит задача христианства, которое есть не одна только теория, не одно отвлеченное учение, а жизнь – жизнь во Xристе. Да поможет всем нам в этом Господь, желающий всем человеком спастись и в разум истины приити! Аминь.
Слово Архиепископа Аверкия
ПРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ЧИНА ПРАВОСЛАВИЯ 22 ФЕВРАЛЯ/7 МАРТА 1971 г. В СВ.-ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ
«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная – сия вера вселенную утверди» – вы услышите, возлюбленные о Господе братия и сестры, эти торжественные многознаменательные слова в Чине Православия, который установила наша Святая Церковь совершать в сегодняшний день.
Окончилась первая седмица Великого поста – седмица усиленных молений и покаянных подвигов, и вот Святая Церковь, желая подбодрить нас и утешить, устраивает нам в эту первую неделю Великого поста – в первый воскресный день его – духовное торжество, самое дорогое, самое близкое нашему сердцу – торжество Православия.
Установлено это в 842 году при Благочестивейшей Царице Феодоре в Константинополе Святейшим Патриархом Мефодием в память ниспровержения последней страшной ереси, колебавшей Христову Церковь – ереси иконоборчества. Но с этим торжеством Святая Церковь соединяет вообще торжество святой православной веры – победы ее над всеми нечестивыми ересями – лжеучениями и расколами. Господь Иисус Христос – Спаситель наш основал на земле Церковь Свою для того, чтобы все, принадлежащее к ней, могли спасаться – избегнуть сетей диавольских и войти в уготованное им Царствие Небесное. Диавол все свои силы прилагал к тому, чтобы ниспровергнуть – уничтожить Церковь Христову и тем воспрепятствовать спасению людей. Сначала он воздвиг страшные гонения на Церковь со стороны иудеев и язычников. Почти три столетия непрестанно лилась кровь христианских мучеников. Но диавол не успел в этом. Кровь мучеников, по меткому образному выражению славного апологета христианства Тертуллиана, явилась «семенем христиан». Христианство восторжествовало над своими гонителями: «кроткие овцы стада Христова претворили ярость волчую своих гонителей в кротость овчую».
Но диавол не успокоился после понесенного им поражения. Когда Церковь Христова восторжествовала в мире, он воздвиг новое, еще боле опасное гонение на нее: изнутри ее, как предрек еще святой Апостол Павел в своей беседе с пресвитерами ефесскими, стали «возставать люди, говорящие превратно». Он назвал их «лютыми волками» (Деян.20,29-30). Это и были так называемые «еретики», которые пытались в корне извратить подлинное учение Христово о вере и благочестии, чтобы сделать его безплодным для людей. И вот тогда Святая Церковь, в лице своих лучших служителей, ополчилась на этих еретиков для защиты своего истинного неповрежденного учения. Стали созываться сначала «поместные», а затем – «вселенские соборы». Съезжались епископы со всех концов вселенной и Духом Святым изрекали чистую и неповрежденную Истину, следуя примеру Первого Апостольского Собора в Иерусалиме (Деян.15,6-29), а еретиков отлучали от Церкви, предавая их анафеме, по ясной заповеди Самого Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Аще (кто) церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф.18,17), и по заповеди святого Апостола Павла, этого великого «Апостола языков», который сказал, что «если бы даже мы или Ангел с небесе стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8). А в другом месте он же говорил: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет анафема маран-афа» – «да будет отлучен до пришествия Господня» (1 Кор.16,22).
Вот откуда берет начало этот умилительный, величественный и торжественный Чин Православия – от Самого нашего Господа и Спасителя и от Его великого Апостола, Им Самим призванного быть «Апостолом языков», то есть всего языческого мира!
С тех пор и установлено Святой Церковью совершать этот чин в первую неделю Великого поста, которая от того так и именуется «Неделей Православия».
Этот чин, братие и сестры, особенно важен, особенно знаменателен в переживаемое нами лукавое время, когда вера православная шатается, колеблется – колеблется и расшатывается самими теми, которые должны были бы укреплять ее и поддерживать в душах верующих, – когда от истины Святого Православия отступают те, которые должны были бы быть столпами Святого Православия – высокие иерархи, вплоть до возглавителей отдельных поместных христианских церквей … Страшно сказать, но на этот путь стал даже глава Константинопольской Церкви, именуемой «Вселенской», который считается как бы Первоиерархом всего Православия!