«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Для них всё – в этой земной жизни, и с нею для них все кончается!

В некоторых своих пунктах – особенно в ожидании наступления блаженной жизни на этой земле – такое умонастроение весьма сближается с весьма распространенной в первые века христианства ересью «хилиазма» – ожиданием тысячелетнего Царства Христова на земле, и потому может быть названо «нео-хилиазмом».

Но надо знать и помнить, что хилиазм осужден на Втором Вселенском Соборе в 381 году, а потому придерживаться его в 20-м столетии, хотя бы частично, совсем непростительно. Кроме того, этот современный «нео-хилиазм» гораздо хуже древней хилиастической ереси, ибо в основе его лежит, несомненно, неверие в «жизнь будущего века» и страстное желание получить блаженство здесь на земле, пользуясь всеми усовершенствованиями и достижениями современного материального прогресса.

Это лжеучение приносит страшный вред, усыпляя духовную бдительность верующих и внушая им, что до конца мира еще очень далеко (если только он вообще будет?!), а потому нет надобности особенно «бодрствовать и молиться», к чему постоянно призывал Христос-Спаситель Своих последователей (Мф.26,41), так как в мире все идет постепенно к лучшему и лучшему – духовный прогресс «идет в ногу» с материальным. А те жуткие явления современности, которые мы наблюдаем сейчас, это все – временное, это бывало и раньше, и все это, в конце концов, минует и заменится необыкновенным разцветом христианства, в чем экуменизму будет, конечно, принадлежать главное почетное место.

Зато как хорошо! И трудиться над собой не нужно, и подвигов никаких не надо, и посты назойливые упразднены, а все само собой идет к лучшему – к водворению Царства Божия на земле и всеобщему земному довольству и блаженству.

Братие! Неужели не ясно, где первоисточник этого соблазнительного лжеучения? Кто внушает современным христианам все эти мысли, целиком ниспровергаются все христианство?

Как чумной заразы, как огня, должны мы бояться этого «нео-хилиазма», глубоко противного учению Слова Божия и учению святых отцев – всему многовековому учению нашей Святой Церкви, следуя которому спасались многие и многие тысячи святых праведников.

Вне подвига – нет и не может быть истинного христианства! А потому нам не по пути ни с модернистами всяких толков, ни с экуменистами, ни с нео-хилиастами.

Наша вера – вера святых подвижников – «Вера Апостольская, Вера Отеческая, Вера Православная» , которая «вселенную утверди». Ее и только ее будем неуклонно держаться в переживаемые нами лукавые дни! – Аминь.

«Се Жених грядет в полуноши…»

Как проникновенно звучит это песнопение, вводящее нас в спасительные дни воспоминаний Страстей Христовых!

«Велегласно, косно и со сладкопением», то есть: «громко, протяжно и с умилительностью», как требует Церковный Устав, по три раза повторяется оно за утреней в первые три дня Страстной Седмицы. Этим подчеркивается особая значительность и важность этого песнопения и тесная связь его с событиями, воспоминаемыми в Страстную седмицу.

И кто из искренно-верующих церковных людей не испытывает в душе какого-то особого трепета, слушая благоговейное исполнение его! Те, кто провели годы эмиграции в Болгарии, помнят, что там (вероятно, по примеру греков) вся эта служба носит название: «Последование Жениха», чем это песнопение как бы поставляется во главе, в центре ее.

Почему это? Что это значит?