«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Все умножаются и умножаются скорби нашего злокозненного времени, как и предупреждал в свое время Христос-Спаситель Своих учеников и Апостолов, говоря: «в мире скорбни будете» (Ин.16,33). И эти скорби особенно приходится переживать нам и ощущать в самое последнее время, когда столь явным становится неистовое действие сатанинских сил и чувствуется смрадное дыхание приближающегося антихриста. То, что еще совсем недавно казалось чем-то невозможными невероятным, становится уже мрачной реальностью.

Что же делать? «Отступление попущено Богом», предрекал еще боле 100 лет тому назад наш великий российский святитель и духовный наставник Епископ Игнатий (Брянчанинов): «не покусись остановить его немощною рукою твоею» …

Но как быть тогда? Неужели примириться с «отступлением» и самим плыть по течению, следуя «духу времени», «моде»?

О, нет! Конечно, нет! «Устранись, сохранись от него сам и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его», учит нас далее святитель.

Все скорбное, что случается с нами, постигает нас оттого, что мы забываем, в какое время мы живем: убаюкиваем себя и других, что все идет благополучно, что особенно безпокоиться и волноваться нам нечего… потому что мы молчим в то время, когда надо громогласно говорить, предостерегать, умолять, запрещать.

И хотя мы не в силах «остановить» все отступление в целом, но наш долг – долг христианской любви не только самим «устраняться», но и ближних наших, по мере сил, предохранять от него, если они сами слепы, ничего не видят и не замечают, куда это ведет. Надо всегда помнить изречение великого столпа нашей Церкви святого Григория Богослова, который говорил: «молчанием предается Бог».

Преступно молчать там, где дело идет о спасении человеческих душ!

И единственная наша радость и утешение, помощь и подкрепление в тяжких скорбях нашего страшного времени – это Пресвятая Троица и даруемая Ею нам, по вере нашей, благодать Святаго Духа. Будем же усердно молить Пресвятую Троицу, да не даст Она нам погибнуть до конца, но да возставит нас прежде конца к прославлению Пресвятаго Имени Ея. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!

СЛОВО ПРИ ОТПЕВАНИИ ИГОРЯ КАЛЛАУРА.

Христос Воскресе!

Какая сугубая скорбь для нас, что эти последние дни светлой пасхальной радости омрачились таким несчастием! Да, братие и сестры! Это – именно несчастие, великое несчастие, и не столько для самого пострадавшего, который перешел в иной, лучший мир, «от худшего к лучшему» как учит о смерти христианина наша Святая Церковь, но еще больше – для его сродников и близких, для виновника этого мрачного события и… для всех нас, – для всего современного человечества.

Ведь происшедшее нельзя даже назвать «преступлением», ибо преступление всегда проистекает из злого сердца и имеет какую-то злую цель. Тут этого, по-видимому, не было, да и не могло быть, поскольку известно, что и пострадавший и виновник были лучшими друзьями – друзьями такими, что случившегося никак нельзя было ожидать и предугадать. Это явилось полной неожиданностью для всех.

Оба они, обучаясь в семинарии, никогда ничем явно-порочным или отрицательным себя не зарекомендовали, поведение их было вполне благопристойным. Предлежащий перед нами новопреставленный Игорь с раннего детства отличался доброй религиозной настроенностью, прислуживал в алтаре, читал и пел на клиросе, любил церковное пение и имел к нему большие способности, был тихим и кротким в обращении с другими, ко всем доброжелательным, добрым от природы. Но и друг его, виновник происшедшего несчастия, отнюдь не был какой-то преступной личностью: как свидетельствует его духовник, он был тоже с детских лет религиозно-настроенным юношей, прислуживал в своем приходском храме, отличался спокойным и тихим нравом.