«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Есть еще одна особая причина, почему мы должны так дорожить нашей Семинарией. Совсем не случайно день нашего акта приходится всегда в день празднования нашей Церковью памяти Всех Святых или, как в нынешнем году, – в день празднования памяти Всех Святых, в Земле Российстей просиявших. Не случайно наша Семинария помещается в стенах мужского общежительного монастыря, и семинаристы должны принимать самое деятельное участие в монастырских богослужениях. Постановка дела в нашей Семинарии, по завету ее основателя покойного ныне Архиепископа Виталия, такова, что главное внимание обращается у нас на духовное и церковное воспитание семинаристов, ибо это – важнее всего для будущего пастыря Христовой Церкви – гораздо важнее, чем одни голые знания.

Главное жизненное назначение истинного христианина это стремление к идеалу святости, который поставлен нам Самим Богом, а живыми примерами стремления к этом идеалу для православного русского человека являются все Святые, в земле Российстей просиявшие, ради коих вся русская земля получила возвышенное наименование Святой Руси. Естественно, что готовящиеся к пастырскому служению семинаристы наши должны быть проникнута сами стремлением к этому идеалу святости и воспитаны в духе Святой Руси, некогда благоухавшей святостью. Одни голые знания, одно учение, одно внешнее усвоение научных богословских истин тут не поможет и не только не поможет, а может даже принести вред без соответствующего церковного и духовного воспитания, чему немало было в прошлом примеров.

Вот почему мы всегда подчеркиваем, что наша школа – это школа духовная, а не светская, и потому на первое место мы ставим церковное и духовное воспитание семинаристов, требуя от них соответствующего настроения и поведения.

Насколько нам это удается – другой вопрос! Но считаю необходимым отметить, что вследствие все более и более усиливающегося действия сатанинских сил в мире и крайнего морального упадка и развращения, это становится все труднее и труднее. Чистой и действительно-идеалистически настроенной молодежи, как было когда-то, остается все меньше и меньше, и дело церковного и духовного воспитания все чаще и чаще встречается порою с тяжелыми и даже непреодолимыми препятствиями. Только этим и можно объяснить пережитую нами в этом учебном году тяжкую скорбь. Поступающие к нам должны постоянно напоминать себе, что цель нашей школы – подготовка к пастырскому служению – самому величайшему в мире делу служения: спасению душ человеческих, а потому совершенно неуместно и недопустимо у нас все то, что свойственно современной легкомысленно-настроенной светской молодежи.

Сердечно приветствую всех собравшихся на это наше скромное торжество: монастырскую братию, которая дает возможность своими неусыпными трудами существованию Семинарии, отцев и господ преподавателей, ревностно трудящихся над святым делом воспитания и образования наших семинаристов, представителей Государственного Школьного Департамента, всегда благожелательно к нам относящихся; приветствую также и всех наших почетных гостей и богомольцев, прибывших разделить с нами наше торжество.

Особенно, конечно, приветствую воспитанников наших, получающих ныне дипломы «бакалавров богословия». Не радуйтесь тому, что вы получаете полноценный здесь в этой стране документ, при помощи которого вы можете устроить ваше благополучие, а радуйтесь тому, что вы приобщились к неоскудеваемому источнику многовековой православной культуры и можете теперь дерзновенно стать па путь величайшего в мире служения – служения пастырского. Не заставляйте нас разочаровываться и жалеть о том, что мы понапрасну тратили и время и силы и материальные средства на ваше воспитание и образование. Не уподобляйтесь тому ленивому рабу, который заслужил страшное осуждение от Господа за то, что зарыл данный ему талант в землю (Мф.25,24-30), но принимайте на себя, не откладывая, благое иго пастырского служения.

Братия-семинаристы, которым еще предстоит дальнейшее учение! Не тратьте зря драгоценного времени вашего здесь пребывания! Посещайте, как можно чаще, совершаемые в нашем храме богослужения, принимая самое активное в них участие чтением, пением и прислуживанием! Усердно посещайте все лекции ваших профессоров и не ищите выездов из монастыря в мир, который сейчас более, чем когда-либо прежде, «весь во зле лежит» (1 Ин.5,19), а посвящайте больше времени чтению Священного Писания и занимайтесь в ваших келлиях, тщательно изучая проходимые вами богословские науки! Помните, что вы, быть может, никогда и нигде больше не получите того, что можете получить – здесь. Помните, что вы приехали в монастырь для того, чтобы получить здесь духовное воспитание и образование, а потому соответственным образом себя и держите! И да поможете вам Господь приобрести здесь то нетленное духовное богатство, которого вы нигде больше в современном растленном мире не найдете!

Дорогие наши гости-богомольцы! Помогите и вы нам в нашем ответственном деле подготовки новых будущих пастырей нашей Церкви! Находите среди молодых людей действительно-достойных кандидатов для поступления в нашу Семинарию – искренно-верующих и преданных нашей святой вере и Церкви! Помогайте нам всем, кто чем только может! Будьте все нашими соработниками на ниве Христовой!

– Заранее за все сердечно благодарим вас! – Аминь.

«Что есть Истина?»

(Ин.18,38).

Этот Пилатов вопрос выражал собою то отчаянное неверие в Истину, до которого дошел в свое время умственно и нравственно растленный древний языческий мир перед пришествием Христа-Спасителя. Появились тогда даже так называемые «софисты», которые доказывали, что Истины вообще не существует, что всякая истина только относительна, ибо «человек есть мерило всех вещей».

То, что так думали и учили язычники, это не удивительно, ибо они не знали истинного Бога, не знали евангельской Истины, принесенной на землю Самим Воплотившимся Сыном Божиим Христом-Спасителем.

Но, вот, как это ни странно, этот Пилатов вопрос: «Что есть истина?», зачастую с большим или меньшим оттенком иронии и даже насмешки, мы слышим и в наше время, причем нередко от людей, считающихся, по крайней мере, официально христианами. Современные люди, не исключая христиан, а иногда и христианских священнослужителей, призванных проповедовать Истину, по-видимому, теперь тоже утратили самое понятие об Истине, не верят, что существует Истина и порою просто слышать не хотят, что есть Истина.