«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Братие-христиане! Наша Православная Церковь, как вы видите из богослужения сегодняшнего праздника, нисколько не меньше чтит святого Апостола Петра, как величайшего из Апостолов, как «первоверховного», наряду с святым Апостолом Павлом, чем западная, римская церковь, но она никак не может принять того новоизмышленного учения о личности Апостола Петра, на которое нет ни малейшего намека ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, и о котором ничего не знал и сам святой Апостол Петр, как это ясно видно из его соборных посланий. Прочитайте от начала до конца все Евангелие и даже весь Новый Завет, просмотрите все Апостольские правила и определения Вселенских и Поместных Соборов, и вы нигде не найдете никакого указания на то, что Апостол Петр был поставлен «князем» над прочими Апостолами и главой всей Церкви, ни того, что он эти свои мнимые права и полномочия передал по наследству римским папам. Совсем напротив: из Евангелия мы видим, что Христос-Спаситель неоднократно предостерегал своих Апостолов от горделивого желания главенствовать и властвовать друг над другом и внушал им, что они – все равны между собой, равно всем Он дал власть вязать и решить грехи человеков, равно всем ниспослал благодать Святого Духа.

Что касается утверждения папистов, будто Христос-Спаситель основал Свою Церковь на Петре, когда говорил: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою», то такое толкование противно не только Слову Божию, но и здравому человеческому смыслу. Как Церковь, этот вечно-живой организм, находящийся в постоянном духовно-органическом единении с своим Главою Самим Христом-Спасителем, может быть основана на личности обыкновенного смертного человека, со всеми его немощами и слабостями, коим в большей или меньшей степени подвержены все смертные люди, не исключая святых: святость не есть безгрешность и непогрешимость, ибо свят только Господь Бог наш, Он Един токмо – «кроме греха».

Мы, православные, веруем так, как веровала и принимала древняя Апостольская Церковь и как учили и тол ковали святые отцы: камень, на котором Христос основал Свою Церковь, это отнюдь не человеческая личность Апостола Петра, а произнесенное Апостолом Петром от лица всех Апостолов великое исповедание веры в Божество Господа Иисуса Христа – основная истина христианства: «Ты еси Христос Сын Бога Живаго! (Мф.16,16). На этой великой истине, на этой непоколебимой, как камень, вере в Божество Иисуса Христа, воздвигнута Церковь Христова и будет стоять неодолимой вратами адовыми до скончания века.

Об этом говорит в своем соборном послании и сам святой Апостол Петр, отнюдь не считая себя «камнем», на котором основана Церковь Христова, а называя этим «камнем» Божественное достоинство Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа: «приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Петр.2,4-5).

И второй первоверховный Апостол, сподвижник Петров, великий «Апостол языков» небошественный Павел говорит прямо и решительно: «камень же был Христос» (1 Кор.10,4).

Но особенно, конечно, важно для нас свидетельство Самого Господа Иисуса Христа, Который, разсказывая иудеям притчу о злых виноградарях, в конце ее ветхозаветное пророчество о «Камне, Егоже небрегоша зиждущии», но Который «бысть во главу угла», совершенно явно отнес к Себе (Мф.21,42-44).

Чувствуя всю шаткость и несостоятельность своего лжеучения, служители папского Рима с крайней нетерпимостью относятся ко всем, кому совесть не позволяет разделять это их противное Слову Божию и здравому человеческому смыслу измышление. Отсюда – непримиримая вражда, страшный фанатизм и невероятное извращение евангельского учения в виде так называемой «святой инквизиции», иезуитской доктрины и прочих злоупотреблений папской власти.

В результате этих злоупотреблений, извращавших дух истинного христианства, явился бурный протест, в увлечении своем совсем порвавший с Церковью, а как крайнее выражение этого протеста – полное безбожиe и, наконец, ожесточенное, неистовое богоборчество.

Вот, к чему привела гордыня и забвение слов Павловых: «не мудрствуйте о себе паче, еже подобает мудрствовати!» (Рим.12,3).

К чему мы все это говорим?

Будем осторожны, братие, сугубо осторожны! Мы живем среди поклонников папского Рима. Не будем смущаться их речами и, порою, насмешками над нами, не будем поддаваться их увещаниям и угрозам, но будем твердо и мужественно стоять за свою святую родную православную веру, которая со времен апостольских и доселе хранит свою девственную чистоту. Будем любить ее и ценить, дорожа ею, как неоценимым сокровищем, превыше всего на свете. А что касается служителей папского Рима, то не будем уподобляться им в их неразумной злобе против пас. Будем в духе кротости и христианской любви увещевать их, разъясняя им их заблуждения, и призывая их вернуться в лоно Единой Истинной Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Это – наш святой долг, наше миссионерское призвание, которое возложил на нас Сам Господь Бог, поселив нас между иноверцами.

А сами мы, воздавая честь святому первоверховному Апостолу Петру и прославляя его наравне со святым Апостолов Павлом за их великие труды и заслуги в деле проповеди евангельского учения, будем помнить, что, делая это, мы дерзаем ни им, ни кому бы то ни было из смертных воздавать почестей, принадлежащих Единому Богу, но прославляем в них Бога, дивного во святых Своих», Которому Одному только, в собственном смысле, принадлежит всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святом Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Ужгород. Подкарпатская Русь.

29-го июня 1936 года.