«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Находясь все еще в госпитале св. Луки в Ютике близ Св.-Троицкого монастыря и не имея достаточно сил и возможностей ответить всем, поздравивших меня с великими праздниками Рождества Христова и Богоявления и выразившим мне добрые молитвенные пожелания к новому 1973 году, я хочу сим путем, через нашу «Православную Русь», принести всем мою глубокую и сердечную благодарность, кто вспомнил меня в эти великие и святые дни. Безконечно ценно всякое такое выражение сочувствия, особенно когда лишаешься церковного утешения без храма и богослужения. В моей жизни за 42 года священнослужения это случилось в первый раз. И это очень скорбно и тяжко! Поэтому весьма радостно и утешительно было знать, что столь многие вспомнили меня в эти великие дни и молились за меня. Спаси вас всех Родившийся в Вифлееме на спасение наше Богомладенец-Христос!

Все спрашивают меня о состоянии моего здоровья. Несомненное улучшение все время идет, но только очень медленно, так что невольно вспоминается старая русская поговорка: «здоровье уходит пудами, а возвращается золотниками». Постепенно оживают все новые и новые мускулы на парализованных руке и ноге, и они начинают двигаться лучше и увереннее, хотя полного выздоровления еще нет. Приходится ежедневно делать очень утомительную терапию, но плоды ее все время на лицо: легче ходить, легче двигать рукою и пальцами, хотя по-настоящему рука мне еще не служит. А так как все – в воле Божией, то прошу всех усерднее молиться за меня.

 Пост, благоугодный Господеви.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления – сих оскудение пост истинный есть и благоприятный»

(Стихира в понедельник первой седмицы Великого поста).

Наступает Великий пост. Многие в наше время подобно евангельскому блудному сыну, ушедшему из отеческого дома, живя «на стране далече», вдали от Церкви и ее спасительных уставов, совсем утратили правильное понятие о посте и не зная его смысла и значения, имеют превратное о нем представление.

Мы не говорим уже об открытых безбожниках и богоборцах, вроде тех, которые поработили нашу несчастную Родину, некогда славившуюся на весь мир необыкновенно строгим соблюдением церковных постов, от царя до простолюдина, – в наше время многие даже из считающих себя верующими христианами совершенно игнорируют посты, не видя и не понимая пользы от них, причем нередко повторяют то же, что говорят о постах явные безбожники и таким образом солидаризуются с ними в их нападках на спасительные установления нашей святой веры и Церкви.

Грубо кощунствуя, безбожники, например, говорят: «Не все ли равно Богу, что я буду есть? Почему Богу не хочется, чтобы я покушал мясца?»

А другие, даже из числа верующих, искренно думают, что сущность поста только в том и заключается, чтобы не есть постом скоромной пищи, то есть: мяса, молока, сыра, яиц, и этим телесным воздержанием лишь и ограничиваются. И мало-мало кто в наше время знает подлинное учение о посте нашей Церкви, идущее из глубины веков, с самых апостольских времен, и прекрасно, исчерпывающе раскрытое в дивных и выразительных песнопениях первой седмицы Великого поста.

Истинный пост, благоугодный Господу, состоит по учению нашей Святой Церкви, не только в одном телесном воздержании от вкушения так называемой скоромной пищи, но и в воздержании от всякого рода зла: «истинный пост есть злых отчуждение».

«Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне». Как же это «поститься духовне»? В чем состоит этот «пост духовный», который только и делает пост «истинным» и «благоугодным Господу»?

Это, как поет Святая Церковь: – «воздержание языка, «ярости отложение», «похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».