«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Этот пост духовный настолько важен и необходим, что без него, как учит наш великий российский святитель Тихон Задонский, «телесный пост ничтоже есть», то есть телесный пост теряет всякую силу и значение, если нет поста духовного, или воздержания от греховных страстей.

Но отсюда никак нельзя делать вывода, что телесный пост маловажен, и можно им пренебречь. Телесный пост чрезвычайно важен потому, что 1) он укрепляет нашу волю в послушании Церкви и ее установлениям и 2) помогает смирить и обуздать плоть, в которой гнездятся телесные страсти, часто доводящие человека до неистовства и самых страшных преступлений. Первая заповедь, которую дал Господь Бог человеку, была как раз заповедь о посте – о невкушении плодов от древа познания добра и зла: «от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2,17), и эта заповедь была дана не для чего-либо другого, как именно для укрепления в добре новосозданного человека чрез послушание его любящему Творцу и Отцу Богу. Не устоял первый человек в добре, нарушил эту столь, казалось бы, простую и легкую заповедь Божию, и этим навлек на себя и на весь происшедший от него человеческий род неисчислимые бедствия.

Вот как важно укрепить свою волю в добре, что достигается только чрез послушание Богу путем отсечения своих собственных вожделений!

Великий пост и есть, по замыслу Святой Церкви, такое упражнение воли, с целью исправить то зло в наших душах, которое мы унаследовали от нашего родоначальника Адама и праматери нашей Евы, нарушивших данную им заповедь Божию. И к этому упражнению Святая Церковь призывает нас ежегодно в форме и телесного и духовного поста, поскольку каждый из нас состоит из души и тела, и они друг на друга взаимно влияют.

Вот почему – грубое заблуждение думать, будто пост состоит в одном только воздержании от скоромной пищи и что Церковь только такого воздержания от нас и требует. Против такого утверждения говорят многие песнопия Великого поста, а одно из них прямо говорит, что кто воздерживается лишь от пищи, тот «злым бесам уподобляется, николиже ядущим». И Церковь не требует телесного поста от немощных и болящих («кроме немощи телесные…»), а свв. отцы-подвижники даже утверждают, что болезнь вменяется человеку больному вместо поста. Но только, конечно, настоящая болезнь, а не мнимая, воображаемая или притворная, с целью свергнуть с себя иго поста, под предлогом болезни. Тут судией может быть только духовник, без которого вообще у человека верующего самочинно ничего не делается.

С другой стороны нельзя сводить весь подвиг поста к чисто-духовному воздержанию, памятуя, что телесный пост оказывает чрезвычайно-могущественную помощь в деле пощения духовного, ослабляя слишком сильную и здоровую плоть и гнездящиеся в ней плотские страсти. К сожалению, мало кто знает из людей, не живущих по духу, что ядение мяса и вообще пищи животной возбуждает в человеке чисто-животные инстинкты и стремления, с которыми очень трудно, порою непосильно, бороться без телесного воздержания.

Наконец, важно знать, что пост состоит не только в том, чтобы «есть не все», но и в том, чтобы «есть мало». Объедаться постной пищей такой же грех и так же губительно для души, как и есть в пост пищу скоромную. Это тоже далеко не все знают и понимают, а между тем это весьма существенно, ибо всякого рода объядение само по себе зловредно и предосудительно для человека постящегося. Все вышесказанное отлично было известно нашим благочестивым предкам, которые, как правило, строго соблюдали пост, как телесный, так и духовный, начиная его, в согласии с установленным Церковью взаимным прощением обид в так называемое «прощеное воскресенье», когда нередко искренно и умиленно примирялись друг с другом люди, долго враждовавшие между собой. Всякая злоба и вражда в этот великий день всепрощения забывалась, и люди вступали в постный подвиг с как бы обновленными душами, способными к принятию благодатных даров Божиих и полному духовному перерождению.

Это собственно, и есть цель христианского поста – сделать человека новой тварью во Христе (2 Кор.5,17 ;Гал.6,15), а цель эта совпадает с целью христианства вообще. Следовательно, не только нельзя считать пост чем-то ненужным или противным христианству, как это делают некоторые, а как раз наоборот. Без поста нет и не может быть христианства, а Великий пост есть, по существу, ничто иное, как ежегодное упражнение для нас в подвиге истинно-христианской жизни, путь, ведущий нас к достижению христианского совершенства, в каковом и состоит цель христианской жизни.

Увы! В наше злокозненное, подлинно богоотступническое время, время почти уже полного расцерковления жизни, осатанелого секуляризма, этого не понимает даже большинство людей, еще считающих себя христианами и, порою, христианами православными. Для них пост – тяжкая обуза, которую они стремятся с себя сбросить, или, в лучшем случае, – благочестивый обычай давно ушедшей в далекое прошлое старины, который совсем не обязателен теперь для всех: можно его соблюдать, а можно и не соблюдать.

А, между тем, Господь ясно сказал, что «род бесовский изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21 ;Мк.9,29).

Вот и причина, почему в наше страшное время бесы так овладели людьми, что современная жизнь все больше и больше уподобляется аду, а люди теряют облик человеческий, делаясь способными ко всякому злодеянию, ко всякому самому жуткому преступлению. И тут уже ничем нельзя помочь; кроме возвращения на тот путь, который указан Самим нашим Творцом – Богом чрез учрежденную Им на земле Церковь. Вернемся же на этот единственный путь спасения!

Торжество Православия.

«О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой»