«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Увы! в наше время мало кто даже из носящих имя «христиан» думает об очищении своего сердца от греховных страстей. А между тем это-то и есть самое главное, это – цель христианской жизни, без чего мы не увидим Бога, и нас ожидает адский мрак. Вот почему наши благочестивые предки на Святой Руси так старались тщательно очистить свою совесть покаянием, перед наступлением Светлого Праздника Пасхи, говея дважды и трижды в течение Великого поста. И нигде не праздновался этот Светлый Праздник так радостно, так торжественно, как у нас в России.

Ликующие пасхальные песнопения призывают к духовному веселию и радости, но какое может быть духовное веселие и радость у того, у кого совесть загрязнена и укоряет его за неподобные дяния, в которых он не потрудился принести настоящего покаяния – не очистил себя, как должно?

«Христос бо воста – веселие вечное», поет Святая Церковь. Но ты-то сам совостал ли Христу, спогребшись вместе с Ним для своей прежней греховной жизни? Есть ли чему тебе радоваться?

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», радостно поет Святая Церковь, но что мне от этого, если я предпочитаю духовную смерть этому «иному житию вечному» и живу не как верующий христианин, а как нечистый язычник, не думая об очищении своего сердца, а самоохотно удовлетворяя всем своим нечистым страстям и похотям?

Но, конечно, страшнее и губительнее всех грехов – это предательство истинной веры и Церкви – Иудин грех. Как Иуда отпал от лика Апостольского и не участвовал в радости Воскресения Христова, так и все те, кто идут путем Иуды, не знают чистой радости о Воскресшем Господе, чужды ее.

«Воскресения день, просветимся, людие», поет Святая Церковь. Последуем же ее призыву: не будем мрак страстей, оскверняющих душу, предпочитать свету Воскресения – просветимся светом Его Воскресения, очистим наши чувства от всего низменного, скверного и нечистого, «и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася» еще в этой жизни, своими мысленными очами, а что всего важнее – в жизни будущей, нетленной, когда мы увидим Его лицом к лицу, «в невечернем дни Царствия Его». А тогда воскреснет и наша Россия! Сего да сподобит всех нас Воскресший Христос!

С Светлым Праздником, братие и сестры!

«Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

(Из слова св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху.)

Как радостно это торжественно-вдохновенное слово великого вселенского учителя, читаемое по уставу в конце светлой пасхальной заутрени! Но особенно радостно воспринимается оно теми, в ком, по выражение его, действительно «жизнь жительствует», в душах которых живет Воскресший Христос и которые поэтому живут «надеждой воскресения и жизни вечной» – живут жизнью общей для всей Церкви, Которая есть Тело Христово.

Истинный христианин – лишь тот, кто живет в Церкви и жизнью Церкви, ни в чем не отделяя себя от нее.

А жизнь Церкви наиболее полно и ярко выражается в ее богослужении – суточном, седмичном и годичном богослужебном круге с его праздниками, в центре которых Святая Пасха, с памятями святых угодников Божиих, постами, поминовениями усопших и т. д. Сколько во всем этого назидательного, глубоко-поучительного, умиляющего, возвышающего и облагораживающего душу, ободряющего и духовно-укрепляющего.

Наши благочестивые предки никогда всем этим жили, и вот почему существовала все-таки Святая Русь, как бы ни пытались некоторые современные неверы отрицать ее существование, указывая на темные стороны в жизни русских людей. Весь наш народный быт был тесно и неразрывно связан с Церковью и ее установлениями, как бы пронизан церковным духом. А во главе всего стоял «праздников праздник торжество торжеств» – Светлое Воскресение Христово, которое нигде в мире не праздновалось так необыкновенно радостно, так торжественно, как у нас на Родине. До самого последнего времени обычное приветствие при встрече во весь сорокадневный пасхальный период заменялось пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Так приветствовали друг друга при встрече на Карпатской Руси даже совершенно незнакомые люди.

Сухие календарные цифры и названья месяцев в обычном житейском обиходе почти не употреблялись. Говорили, например: «Это случилось Великим постом», а это – «на Страстной» или: «на Пасху» или: «в канун Троицына дня», или: «на Успение» и т п.