«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И исполняется воочию на наших глазах предречение древних отцов подвижников христианского благочестия: «В последние времена люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».

В наш лукавый век особенно актуальна известная весьма нравоучительная сказка о голом короле. Какой-то портной взялся сшить королю необыкновенное одеяние из таких ниток, которые видимы только для умных и добродетельных людей, а глупые и злые их не видят. Когда одеяние было сшито, и король надел его на себя, все наперебой начали восхищаться и хвалить его, хотя ничего не видели. Они боялись признаться в том, что ничего не видят, дабы не скомпрометировать себя и не лишиться благоволения короля. И вот среди всеобщего лживого восторга неожиданно открыл глаза всем, восхищавшимся новой необыкновенной одеждой простой, безхитростный ребенок, который неожиданно воскликнул: «Да ведь король-то голый!», и все вынуждены были признаться, что они были обмануты и сами обманывали других, льстиво хваля из подобострастия к королю несуществующую одежду.

Да! наше лукавое время – время, по преимуществу, всяческого обмана, введения друг друга в заблуждение лживыми речами с корыстной целью личной выгоды и создания себе земного благополучия.

Но забывают эти лукавые люди – духовные слепцы – какое страшное посрамление ожидает их, когда во всеуслышание раздастся голос Правды, которая подвергалась ими поруганию, обличающий их, ложь и лицемерие, и они поймут тогда, в какой духовной слепоте они жили, возлюбив более тьму, нежели свет, только потому что дела их были злы, и они боялись света, дабы не обличились дела их (Ин.3,19-20).

Но особенно ужасно и губительно, когда духовной слепотой страдают те, кто поставлены руководить так или иначе другими, кому вверяются бразды правления в человеческом обществе. О них так сказал Христос-Спаситель: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого то оба упадут в яму» (Мф.15,14).

Будем же бояться, братие, этой слепоты духовной пуще всего на свете, ибо нет несчастия хуже ее. Вот почему Святая Церковь и учит каждого из нас обращаться с молитвой ко Христу, отверзшему очи слепорожденному: «Душевными очима ослеплен к Teбе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения: покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый» (Кондак в неделю слепого).

«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом» …

(стихира).

 «Троицын-день».

Так обычно именовался у нас по-народному этот дивный праздник, который официально, по-церковному, носит название «Пятидесятницы», поскольку празднуемое в этот день великое событие Сошествие Святаго Духа произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Наш народ подметил, что в церковных песнопениях этого дня прославляется не только это событие, но и вся Святая Троица; отсюда и наименование – «Троицын-день».

Но почему же славится вся Святая Троица, когда главным действующим лицом в воспоминаемом в этот день событии является, собственно, лишь Одно Третие Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святый?

Потому что событием этим было закончено все дело домостроительства нашего спасения (отчего и праздник этот именуется Святой Церковью «конечным праздником»), а в нем деятельное участие принимали все три Лица Пресвятой Троицы, почему и поется: «... нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (стихиры).