«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот почему и поем мы в этот великий день: «… нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».

После великих праздников Рождества Христова, с примыкающим к нему Богоявлением (в древности это был один праздник) и Святой Пасхи, это – самый великий и торжественный день в нашем богослужебном году, который отмечается особо-умилительным богослужением и проникновенными песнопениями, а также и чтением особых молитв с коленопреклонением.

Знают ли все это современные христиане, в значительной массе своей далеко отошедшие от Церкви и чуждые настоящей живой веры и церковности?

Увы! столь велико теперь духовное невежество, что многие не только ничего не знают и не понимают, что касается нашей веры и Церкви, но и толкуя все извращенно, вместе с злостными безбожниками, отвергают иной раз самый догмат Святой Троицы, хотя это – главный догмат христианства, и отвергающий его уже не может почитаться христианином. Как и явные безбожники, эти люди дерзают заявлять, что этот догмат, якобы противен логике и здравому смыслу, ибо единица не может быть равна трем, как и три не могут составлять единицу.

Но ведь наша Церковь этого вовсе и не утверждает, а учит, что «Бог един по существу, но троичен в лицах». А «существо» и «лицо» (по-гречески: «ипостась») это совсем не одно и то же! Пусть это все же – непостижимо для нас, но сколько вообще есть непостижимого для ограниченного ума человеческого в мире! А если бы все, что касается Бога, постигалось умом нашим, то такой Бог и не был бы истинным Богом. Все тайны Божии для нашего слабого и несовершенного ума человеческого непостижимы, а потому принимаются только верою и нашим верующим сердцем. Вот почему Господь Иисус Христос и сказал апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие (Меня) и уверовавшие» (Ин.20,29).

А кто, чрезмерно умствуя, пытается рационализировать (-сделать понятными для ума) Божии тайны, тот неизбежно впадает в заблуждение, или ересь, как это случилось с Арием, Македонием, Несторием, Евтихием и другими еретиками. Как учит Слово Божие, даже Ангелы Божии только «желают проникнуть» (1 Петр.1,12) в эти тайны, но не могут. Где уж сделать это нам с нашим каверзником-умишком, который к тому же поврежден в нас грехопадением?!

Верующему же сердцу открываются все тайны, – настолько, насколько это полезно для нас и нужно для нашего спасения, и тогда все сомнения сами собой развеваются и является твердое убеждение в непреложности всех тех великих истин, который Сам Бог благоволил открыть нам и в Священном Писании и в Священном Предании. Из этих тайн – самая великая и святая это Тайна Пресвятой Троицы, которую воспевает и славит радостно и торжественно наша Святая Церковь в великий день Пятидесятницы:

«Троице Святая, слава Teбе!»

Велико было благоговейное почитание Святой Троицы у нас на Руси. «Игумен и печальник Земли Русской» преподобный и богоносный отец наш Сергий, Радонежский чудотворец, Ей именно посвятил новооснованную им вблизи Москвы иноческую обитель, которая быстро разрослась, сделалась прославленной Троице-Сергиевой лаврой и стала мощным духовным оплотом нашего Отечества – сначала Руси Московской, а затем – великой Российской Империи.

В годы постигшего наше Отечество, за грехи отступивших от Бога русских людей, страшного кровавого лихолетья, в далекой заокеанской стране – Соединенных Штатах Америки – выходцами из России была основана иноческая обитель, также посвященная Святой Троице, на которой тоже явно почило Ее благословение: она разрослась и расширилась, в ней устроена была церковная типография, печатающая богослужебные и духовно-нравственного содержания книги и журналы, открыта была Духовная Семинария, подготовляющая новых пастырей Церкви.

Многие в Русском Зарубежье смотрят на нашу обитель, как на духовный оплот Зарубежной Руси – оплот нашей православной русскости, и массами стекаются в нее на богомолье, иногда даже из очень далеких cтран, особенно – в день ее престольного праздника – Троицын-день. Добро пожаловать!

Слово Ректора Свято-Троицкой Духовной Семинарии Архиепископа Аверкия.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшнее наше собрание носит особо-торжественный юбилейный характер, ибо мы закончили 25-ый по счету учебный год, а это – как раз половина законного библейского юбилея. Слава Богу за все. Скорблю только о том, что тяжкий недуг надолго оторвал меня от вверенного мне нашими старейшими иерархами Митрополитом Анастасием и Архиепископом Виталием, – Царство им Небесное, – и святого дела воспитания и образования новых пастырей Церкви, в которых она все более и более остро нуждается, ибо старые пастыри один за другим уходят в иной, лучший мир. А картина всего происходящего ныне в этом, земном мире, не может нас радовать. Только пастыри, которые по слову Пастыреначальника – Христа, должны быть «светом миру» (Мф.5,14), могли бы еще задержать или отсрочить стремительно совершающийся в последнее время процесс «отступления» (2 Фес.2,3), но истинных пастырей, готовых «положить душу свою за овцы своя» (Ин.10,11), становится все меньше и меньше, да и современные условия жизни и вся обстановка теперь таковы, что все труднее и труднее таковых воспитывать. Да и настоящих школ духовных, способных воспитать таких пастырей, почти нет. Наша Семинария старается восполнить этот пробел, но ей одной это не под силу. Слишком велика задача, и слишком скромны наши возможности. Но мы все же вот уже 25 лет стараемся сделать, что можно, что в наших силах. Пусть мы немощны, но мы хотим быть честными и искренними и стремимся воспитывать в нашей Семинарии истинных пастырей, а не «наемников» или «волков в овечьих шкурах», расхищающих стадо. За эту истекшую четверть века наша Семинария подготовила немногим меньше сотни пастырей, из которых, на нашу радость, многие показали себя с самой лучшей стороны. Будем молить Пастыреначальника-Христа, чтобы Он и впредь не оставлял нас Своею благодатной помощью, посылал нам достойных кандидатов для поступления в нашу Семинарию и умудрял бы нас в деле их воспитания и образования, чтобы во все время обучения шли они прямым путем подготовки себя к пастырскому служению – Самому великому и святому служению в мире, не увлекаясь философией или пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол.2,8) и чтобы совсем чужды были безумных увлечений современной молодежи, которые особенно не к лицу будущим пастырям Церкви Христовой.