«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

С 1948 года началось усиленное переселение русских людей в Северо-Американские Соединенные Штаты, и многие стали упрашивать Владыку Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Просили Владыку приехать и из Америки, где только что (в 1946 г.) произошел печальный раскол, после так наз. «Кливлендского собора», на котором было решено перейти в подчинение московскому патриарху Алексию. В начале Владыка Митрополит колебался, но Мюнхен пустел все больше и больше, постепенно закрывались беженские лагеря и приходы в них. И Владыка Первосвятитель, наконец, решил переехать туда, куда отбыла уже большая часть его паствы и куда его усиленно приглашали приехать.

Отъезд Владыки Митрополита Анастасия в Америку состоялся 10/23 ноября 1950 года. На другой день он на аэроплане прибыл в Нью-Йорк и был торжественно встречен в Вознесенском кафедральном соборе.

На другой день после приезда, 12/25 ноября, Владыка Митрополит отбыл в Св.-Троицкий монастырь в Джорданвилле, где совершил торжественное освящение только что законченного каменного монастырского храма в честь Святой Троицы, после чего состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли личное участие 11 иерархов Русской Православной Церкви заграницей.

Здесь же, впервые за все время существования нашей Рус. Заруб. Церкви, был совершен Владыкой чин мироварения и освящения миpa, которое наша Церковь получала прежде от Сербской церкви.

Резиденцией Владыки Митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке, в полутора часах езды от Нью-Йорка, которая была устроена в имении, подаренном известным русским благотворителем кн. С. С. Белосельским-Белозерским.

Приезд Владыки Митрополита Анастасия в США совпал с раскольническим «собором» Американской Митрополии, на котором, вместо недавно умершего Митрополита Феофила, был избран Митрополитом Архиепископ Леонтий. Предельное смирение проявил наш Первосвятитель, призывая иерархов этой Митрополии к миру и единству. Назначенное с этой целью совещание, к сожалению, не привело ни к чему. Иерархи Американской Митрополии не только не пожелали возстановить нарушенное ими единство Русской Зарубежной Церкви, но стали еще более углублять возникшее на Кливлендском соборе разделение разными антиканоническими действиями вплоть до принятия к ceбе запрещенных священнослужителей.

Между тем, все больше и больше русских людей прибывало из Европы и Азии в Америку, и с их прибытием возникло около 100 новых приходов, пожелавших оставаться в юрисдикции нашей Русской Зарубежной Церкви. От Митрополии их отталкивало и поминание советского патриарха за богослужением, и красные флаги в церквах, и разставленные для сидения скамейки, не говоря уже о многом другом, идущем совершенно вразрез с исконным православным благочестием.

Стали строиться новые постоянные храмы, а Владыка Митрополит Анастасий, несмотря на свои крайне-преклонные годы, стал предпринимать частые поездки для служения по приходам, неутомимо проповедуя и выступая на разных церковных торжествах и собраниях, причем поражал всех необыкновенной свежестью ума и ясностью мысли.

Был совершен им целый ряд архиерейских хиротоний:

1) Архимандрита Антония (Синькевича) во Епископа Лос-Анжелесского, – 6/19 августа 1951 года;

2) Архимандрита Аверкия (Таушева) во Епископа Сиракузско-Троицкого, 12/25 мая 1953 года;

3) Протоиерея Феодора Раевского, постриженного в монашество с именем Саввы, во Епископа Мельбурнского, 11/24 января 1954 года;

В феврале 1952 года резиденция Митрополита Анастасия и Синода была перенесена в г. Нью-Йорк, где на 77 улице 312 Вест для этой цели был приобретен небольшой особняк.

Осенью 1953 года Владыкой Митрополитом был созван второй на территории США Архиерейский Собор, в котором участвовало 16 архиереев.