«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Завистью диаволею вошел в мир грех и грехом смерть. Дьявол позавидовал блаженству первых людей в раю, в общении с их любящим Творцом и Отцом Богом и прельстил их нарушить заповедь Божию, оклеветав Бога, будто Он запретил им вкушать плоды от древа посреди рая, дабы они не стали сами, как боги, знающие добро и зло (Быт.3,1-5). Следствием этого явились безчисленные бедствия для человеческого рода, болезни и смерть – этот «оброк греха» (Рим.6,23 ;5 ,12-21).

Зависть, и всегда рука об руку идущая с нею клевета на протяжении всей дальнейшей истории падшего человечества не переставала творить зло, омрачавшее жизнь людей и ввергавшее их в неисчислимые беды и несчастия.

Не завистью ли диаволею ввергнута в страшный кровавые бедствия и наша несчастная родина – Россия? Дьявол внушил зависть к Царю-Батюшке, Помазаннику Божию, которому завидовала знать и даже некоторые из самого царственного дома. Самая черная гнусная клевета стала распространяться о нем и о его кристально-чистой семье. И дело дошло до жуткой кровавой трагедии – зверского убиения всей царственной семьи в подвале Ипатьевского дома. Крестьяне завидовали помещикам, рабочие завидовали фабрикантам, бедные завидовали богатым, простые – знатным и… вся Россия залилась кровью и слезами: жертвы этой дьявольской зависти и клеветы исчисляются многими миллионами.

Там, где говорит зависть и господствует злобная клевета, не может быть и речи о какой-либо правде или хотя бы самой элементарной справедливости: там все покрыто мраком лжи, злобы и ненависти, не останавливающихся ни перед каким преступлением.

Призрак Православной России с православным Царем во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения – диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь, и он продолжает всячески клеветать на нее, стремясь как можно больше очернить все ее прошлое, в разсчете, что найдутся люди, которые поверят клевете и воспрепятствуют возстановлению ее.

Видим мы и в истории других стран, в частности и в событиях страны, где мы сейчас живем, как широко пользуются люди, обуянные завистью и продавшие себя сатане, клеветой для достижения своих адских планов. Зависть, совершившая однажды самое страшное в мире преступление – Богоубийство, уже без особого зазрения совести, готова идти на все: на всякую низость, подлость, обман, лицемерие, грабеж и убийство.

Завистливый человек, однако, никогда не имеет душевного мира и покоя, ибо он и сам постоянно мучается и других тиранит: зависть сушит его, он делается как бы неистовым, мир Христов становится чужд его душе. Он несносен и для других людей, его окружающих, как все самолюбцы: нетерпелив, придирчив, раздражителен – никому нет от него покоя.

А между тем: «Зависть в христианине», как говорит наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский: «есть безумие». Во Христе все мы получили бeзкoнeчнo-вeликие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия Небесного; да и в земных благах обещано нам довольство, под условием искания Правды Божией и Царствия Его: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам». Не безумие ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например, его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и проч.? Все это не прах ли в сравнении с тем, что нам даровано в образе и подобии Божии, во искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, в даровании нам снова благословения Отца Небесного и соединенных с ним вечных утех в небесах?

«Итак да будет между нами», увещевает святой праведный Иоанн, «взаимная любовь, доброжелательство и довольство своим состоянием, дружество, гостеприимство, нищелюбие, страннолюбие и верх добродетелей, смиренномудрие, незлобие, кротость, святыня» («Моя жизнь во Христе»).

Отбросим далеко от себя и всякую тень зависти, чтобы, в увлечении этим злым чувством не сделаться нам, в конечном итоге, клеветниками на ближнего своего и на самого Бога и, уподобляясь диаволу, не стать человеконенавистниками и богоборцами. Будем опасаться, как бы через свои безумные страсти, в том числе особенно через зависть, не потерять нам самого великого своего имения – вечной славы Божией, с которой ничто на свете по ценности своей не может сравниться. Аминь.

Судьбы России и всего мира.

В последнем № 50 от мая-июня 1973 года журнала «The Orthodox Word», издаваемого Братством преп. Германа Аляскинского на английском языке, помещен портрет выдающегося архипастыря, бывшего одним из основателей и главных идеологов Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященного Феофана, Apxиепископа Полтавского и Переяславского, и напечатан его ответ на поставленный ему вопрос о судьбах России и о «последних временах».

Почивший еще 6 февраля 1940 года во французском городке Mosnes Владыка Архиепископ Феофан был редчайшим в наше время святителем Православной Церкви. В прошлом ректор С.-Петербургской Духовной Академии, он еще с молодых лет был весьма почитаем, как великий молитвенник, настоящий монах-аскет, честнейший, справедливейший и незлобивый человек, глубокий ученый богослов и канонист, большой знаток святоотеческих творений. Будучи безкомпромиссным ревнителем настоящего строгого Православия, он всегда выступал принципиальным противником всякого вольнодумства и модернизма, и никогда не склонял главы своей пред сильными и славными мира сего и в архипастырской деятельности своей, руководясь указанием святого Григория Богослова, которого он особенно чтил и любил, следовал всегда по прямому пути церковному, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Все это заставляло весьма многих высоко ценить и уважать его, но это же нажило ему много врагов и злостных завистников-клеветников.

Вот что ответил этот великий столп нашей Церкви, к сожалению, рано ушедший в затвор и скоро покинувший этот во зле погрязший мир, на заданный ему вопрос: