«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Покоримся же, как дети послушные, спасительному внушению матери нашей – Церкви! Наполним память нашу картиною суда Божия и не будем отрывать от него своего внимания!» (там же, стр. 167).

Вот – ответ Церкви тем вздорным «умникам», которые не хотят слышать разговоров о кончине миpa, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде, самочинно заявляя, что «не нужно людей понапрасну пугать», что «это, мол, современным людям непонятно» и якобы даже «производит не положительное, а скорее отрицательное действие (?!).

Церковь Христова смотрит на это, однако, иначе.

В наше время какого-то поистине безстрашного безшабашья и окамененного нечувствия было бы как-раз очень хорошо, кого-нибудь хотя бы, действительно, по-настоящему «запугать», ибо это – страх спасительный, полезный для души.

Отсутствие этого страха – весьма грозный симптом нашего злокозненного времени, указывающий на полное изсякновение духовной жизни. Не забудем, что в первые века христианства настроение христиан было диаметрально противоположно тому, что мы видим теперь: первые христиане жили напряженным ожиданием Второго Пришествия Христова.

Святая Церковь и учит нас ежедневно, на каждом молитвенном правиле и за каждой Божественной литургией исповедовать свою веру во Христа, «паки грядущего со славою судити живым и мертвым» , а перед наступлением Великого поста особенно ярко и впечатлительно живописует пред нашим мысленным взором потрясающую картину Страшного Суда Божия, убеждая нас, именно под влиянием этого зрелища, «плакатися деяний своих лукавых», чтобы предстать на суд Божий уже очищенными чрез искреннее покаяниe, и услышать благостный призыв Господа, обращенный к стоящим по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25,34).

Сего непременно сподобит нас Господь, если мы будем бояться не кончины миpa, не Второго Пришествия Христова и не Страшного Суда, как такового, а нашей нераскаянности, нашего упорного коснения в греховной жизни и настроенности. Аминь.

Что такое Православие?

«Аз на сие родихся, и на cиe приидох в мир, да свидетельствую истину: и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего»

(Ин.18,37)

Чрезвычайно знаменательно и глубоко для нас поучительно то, что первая седмица Великого поста заключается праздником в честь Святого Православия. И надо весьма пожалеть о том, что во дни нашего безвременья это славное празднество часто не совершается с той достодолжной торжественностью, какой оно, по всей справедливости, заслуживает. Причина этого, можно думать, та, что очень многие в наше время, даже из числа священнослужителей, не исключая и носителей самого высокого сана, не отдают себе ясного отчета в том, что такое Православие – чем оно нам так безконечно дорого, почему мы должны так высоко ценить его и хранить его, как величайшее сокровище наше, с коим не могут сравниться никакие земные сокровища этого тленного миpa.

Широко-распространенное, «ходячее» мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства, наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными.