«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По его наущению и вдохновению, люди, обольщенные им чрез гордыню и честолюбие, стали среди самих христиан, внутри самой Церкви Христовой, как это предвидел еще святой Апостол Павел (Деян.20,30), возбуждать споры о вере, разные несогласия и разделения, ставя собственные чисто-человеческие домыслы и соображения на место Богооткровенной Истины.

Так возникли ереси и расколы, которые грозили изнутри подорвать животворную и спасительную для людей силу Христова учения, подменив Истину ложью.

Для изобличения и осуждения этих ересей, лжеучений и расколов, блюстители Божественной Истины, преемники святых Апостолов, отцы Церкви – епископы стали съезжаться на Соборы – поместные и Вселенские, дабы вселенским «соборным» разумом уяснить и определить раз и навсегда для всех христиан обязательное и неизменное учение Церкви, установив как веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (святой Викентий Лиринский).

Тогда-то вот, истинная христианская вера – правая вера, в отличие от ересей и сект, также именовавших себя «христианскими», стала называться «православной».

Итак, вот что такое Православие!

Православие – это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом-Спасителем: это – сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное Учение Христово о вере и благочестии ( – жизни по вере), изложенное святыми Апостолами в Священном Писании, тщательно изъясненное и истолкованное их законными преемниками – мужами апостольскими, святыми отцами и учителями Церкви в Священном Предании нашей Православной Кафолической Восточной Церкви, которая одна только, как ничего не изменившая в этом учении, и поныне, по всей справедливости, именуется «Церковью Православной».

К несчастию, в наше время настолько утрачен живой интерес к возвышенным истинам веры и правильное понимание их, а особенно – приложение их к жизни, называемое обыкновенно «благочестием», – что многие искренно думают, будто вся разница между Православием и другими исповеданиями заключается только в обрядах, а так как «обряды», мол, – «дело второстепенное, а Бог – Один», то не все ли равно, к какому вероисповеданию принадлежать: «лишь бы веровать в Бога и быть хорошим человеком».

Таково модное, ходячее мнение.

Но так ли это?

Бог – Один, Христос – Один, а вера почему-то не одна: вер разных – много.

Если Бог – Один, то могут ли все эти разные веры быть одинаково-истинными и, следовательно, одинаково-спасительными?

Ведь если «Бог – Один и Христос – Один, то разве не обязывает это и всех искренно-верующих во Христа, чтобы и всё, касающееся их веры и благочестия, было у них тоже одно: одинаковое, а не разное?

Эту истину как раз и утверждает Слово Божие, говоря: Един Господь, Едина Вера, Едино Крещение, Един Бог и Отец всех (Еф.4,5-6).

Разве создал Господь много разных Церквей? Разве не сказал Он ясно и определенно: созижду Церковь Мою – именно одну Церковь, а не много разных церквей! – и врата адова не одолеют ее (Мф.16,18)?