«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Вам больно, вам тяжело, вы ропщете», как бы так говорит при этом Святая Церковь: «а каково было Господу страдать за вас на этом Кресте? Ведь страдания Его были несравненно больше ваших. Однако, Он все претерпел, дабы спасти вас! Потерпите же и вы немного, ради Него и во Имя Его! Тем более, что это терпение ваше и не Ему и никому иному, а только вам, лично вам самим необходимо и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую Он проявил к вам, добровольно отдав Себя на эти мучительные крестные муки и на поносную смерть, и – воспряньте духом. Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам совершить во славу Его ваш постный подвиг и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного дня Воскресения Христова».

Вот почему износимый в неделю Крестопоклонную Крест Господень уподобляется в нашем богослужении райскому «древу жизни», тому древу, которое усладило во время четыредесятилетнего странствования народа Божия по пустыне горькие воды Мерры, и «сеннолиственному древу», под тенью которого останавливаются для прохлаждения и отдыха утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия (см. синаксарь неделя Крестопоклонная).

Вместе с тем, Благовестие о Кресте Господнем и поклонение ему среди Четыредесятницы утешительно преднапоминает нам и о приближающемся Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече военачальника, победно возвращающегося с поля битвы, обыкновенно предшествовали ему его победные знаки: так Пасхе Христовой – шествию Победителя греха и смерти предшествует знак Его победы, Его «оружие непобедимое» – Честный и Животворящий Крест. Потому-то с прославлением Креста Гсоподня неразлучно соединено и прославление Его Воскресения, как и поется при поклонении Кресту:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Это же напоминает нам и о том, что, если мы, постясь, со Христом страждем, сораспинаемся Ему, то с Ним и прославимся – если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Как Крест Христов привел к победе над смертью и светлой радости Воскресения, так и личный крест каждого христианина, который он несет во Имя Христово, приведет к тому же – к радостному воскресению из мертвых и новой жизни во Христе – вечному нескончаемому блаженству в «невечернем дни Царствия Христова» – в чертогах райских.

Итак, Великий пост с его средоточным пунктом, неделей Крестопоклонной напоминает нам, что жизнь истинного христианина есть подвиг: она есть крест самораспятия, который приводит к светлой радости Воскресения.

В этом – существо истинно-христианского, православного учения о спасении, и кто это отрицает, тот не христианин.

Но как много в наше время является людей, называющих себя «христианами», и порою даже «христианами православными», которые отвергают значение подвига для спасения и отметают воздержание, как ненужное и безсмысленное, теоретически ли то или хотя бы только практически.

Вот это – один из самых ярких симптомов стремительно ширящегося в наши дни «отступления».

Ибо тот, кто не желает «распинать плоть свою со страстьми и похотьми», по заповеди Апостола, кто отметает пост, установленный Святой Церковью и признает ненужным подвиг воздержания, тот и не Христов – тот не христианин.

Весьма характерно, что эти люди и не чтут как должно Креста Господня, суеверно боятся его, а самые крайние из них даже ругаются над ним, кощунственно называя это спасительное для нас и священное древо «виселицей».

И они делают все возможное, чтобы удалить отовсюду из современной жизни всякое напоминание о Kpeсте, заменяя его всякими другими символами и эмблемами: ничто не должно, по «чьим-то» предначертаниям, напоминать современному человеку о «непобедимом оружии», которым сокрушена власть диавола, дана победа над грехом и дарована человеку вечная нетленная жизнь.

Страшная борьба ведется теперь в мире и против «Живоносного Креста» и против «благочестия», или же жизни христианской по вере, «непобедимой победой» коей является Крест. Борьба эта ведется в разных формах и видах, применительно к разным людям, условиям жизни и обстановке. Борьба эта ведется явно, напоминая собою гонения первых времен христианства, ведется она и тайно, скрыто, но не менее зло и интенсивно.

Но что особенно страшно, это то, что к этой борьбе привлекаются не только явные враги Креста Христова и христианского благочестия, но и те, кто сами себя считают и называют «христианами» и даже «христианскими пастырями».