«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

У нас в России это были «живоцерковники» и «обновленцы», которые пытались широко развернуть свою «работу», опираясь на богоборческую власть, но простой верующий народ отверг их, сразу почувствовав сердцем дух отступления в них, несмотря на красивые слова, которые они усиленно расточали, обещая даже «возродить первохристианство», конечно, льстиво и неискренно.

В действительности, главной их задачей было – убрать из Православной Церкви все, что стесняет и ограничивает плоть, дать полную свободу всем низменным страстям, то есть объявить ненужным тот подвиг самораспятия, в котором как раз и заключается сущность христианского благочестия, или жизни по вере.

Замыслы «живоцерковников» и «обновленцев» в самой России, ставшей СССР, тогда провалились, но «реформаторские» идеи их продолжали жить, перекинувшись в другие православные страны, где вскоре нашли себе благодатную почву среди духовных лиц, получивших образование в западных протестантских школах. Нет ничего удивительного, что приверженцев этих идей так потянуло к протестантам, основавшим к тому времени «экуменическое движение». Надо знать и помнить, что протестантизм, с самого начала, отверг подвиг в христианстве, провозгласив, что для спасения достаточно одной только веры, что практически и показал своим собственным примером сам основатель протестантизма римско-католический монах Мартин Лютер, поправший свое монашество и женившийся на монахине.

Все, что было в поместных православных церквах отравлено духом «живоцерковничества» и «обновленчества», с большой охотой и даже восторженно примкнуло к мощно развернувшемуся «экуменическому движению», пуская в начале «пыль в глаза» ревнителям подлинного Православия, будто они делают это для того, «чтобы свидетельствовать перед инославными истину Православия». Теперь уже стало вполне ясным, что это были лишь одни слова, ибо публичные высказывания этих «православных экуменистов» ярко свидетельствуют как раз об обратном – об их отступлении от Православия.

Ныне мы стоим перед мрачным и грозным фактом: почти все поместные православные церкви, в лице своих возглавителей, вступили в «экуменическое движение», то есть, иными словами, отреклись от истинного Православия и стали на путь «живоцерковничества» и «обновленчества», то есть – на путь отступления.

Как нам нужно теперь тщательно беречь себя, чтобы не увлечься этим общим дурным примером, не заразиться им и не изменить, подобно многим другим, истинному Православию.

Для этого нам необходимо твердо помнить, что истинное христианство – это вера крестная, и что мы, христиане, взирая на Живоносный Крест нашего Подвигоположника-Христа, должны и сами, взяв каждый «крест свой», идти за Христом путем подвига, путем всестороннего воздержания и самоограничения. Мы должны крепко блюсти и исполнять не только евангельские заповеди, но и канонические правила нашей Церкви, и, в первую очередь, именно те из них, которые предъявляют те или иные нравственные требования, как к верующим мирянам, так особенно – к священнослужителям, регулируя, таким образом, аскетический строй жизни в нашей Церкви, без которого нет и не может быть подлинного православного благочестия. Нельзя эти правила легкомысленно нарушать или как-то обходить. Только строгое следование всем каноническим правилам, на отмену коих так усиленно покушались «живоцерковники» и «обновленцы», может спасти нас от полного внутреннего развала и духовной анархии. Иначе мы можем дойти до того, что все будет позволено, и не останется вообще ничего святого.

Вот этого-то в наше страшное время повального отступления и нужно больше всего бояться!

Безполезно укреплять внешнюю дисциплину, когда внутренняя дисциплина духа будет расшатана, когда соль окажется обуявшей!

Не дай Бог, чтобы и к нам относились укорительные слова святого Апостола Павла: многие поступают, как враги Креста Христова: их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в срам: они мыслят о земном (Флп.3,18-19).

Аще Бог наш нас ради распятся , увещевает нас Святая Церковь, колико подобает нам Его ради деяти, облегчая же болезни наша предложением Владычних скробей, и воспоминанием и упованием, Крестом Славы … да и спрославимся Ему (Синаксарь недели Крестопоклонной). Аминь.

ПАСХАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.

Настоятеля Свято-Троицкого монастыря архиепископа Аверкия.

Христос Воскресе!