«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Уже не в первый раз наш Акт совпадает с великим для сердца каждого православного русского человека празднованием памяти "Всех святых в Земле Российской просиявших". И это весьма знаменательно! Это должно напоминать нашим семинаристам, что они приходят в нашу семинарию для того, чтобы воспитать в себе дух Святой Руси, некогда благоухавшей святостью, и для того, чтобы подготовить себя быть возстановителями этой Святой Руси, ныне оскверненной и поруганной диаволом, ибо без Святой Руси и во всем мире никогда не будет мира и благоденствия, и весь этот мир быстро придет к своему концу, о котором так ясно учит Священное Писание, и яркие признаки чего мы уже наблюдаем в настоящее время.

Сердечно приветствую всех собравшихся на это наше скромное торжество: и монастырскую братию, дающую своими трудами возможность существования Семинарии в стенах монастыря и отцов и господ преподавателей, столь ревностно и безвозмездно трудящихся над делом воспитания и образования семинаристов, и представителей школьного департамента, всегда нам так благожелательствующих; приветствую сердечно и всех наших почетных гостей и богомольцев, явившихся разделить с нами наше школьное торжество.

Особенный мой привет нашим воспитанникам, получающим ныне дипломы на звание «бакалавра богословия». Не радуйтесь тому, что вы получаете документ, который поможет вам в устроении вашей жизни, а радуйтесь тому, что вы приобщились к неоскудеваемому источнику православно-христианской духовной культуры, получили хотя бы самые основные теоретические и практические познания для служения Церкви Христовой, и можете, если захотите, стать на путь важнейшего и величайшего в мире служения – служения пастырского. Не заставляйте нас разочаровываться в вас и жалеть о том, что мы напрасно тратили и время, и силы, и материальные средства на ваше воспитание и образование. Последуйте скорее примеру тех, которые, окончив нашу Семинарию, теперь с честью несут знамя пастырского служения и утешают нас своей доброй славой среди вверенных им пасомых. Церковь наша так нуждается теперь в добрых пастырях: станьте ими, в чем несомненно поможет вам Сам Господь, если только искренне будет ваше стремление послужить Его святому делу на земле. И бойтесь осуждения того ленивого и лукавого раба евангельской притчи, который, получив от господина своего талант, зарыл его в землю (Мф.25,24-30).

Семинаристы, которым предстоит еще учение! Не теряйте зря драгоценного времени, которое вы здесь проводите. Помните, что того, что вы можете здесь получить для вашего духовного воспитания и образования, вы никогда и нигде, быть может, за всю вашу жизнь больше не получите. Посещайте, как можно чаще, совершаемые в монастырском храме богослужения, принимайте в нем самое активное участие чтением, пением и прислуживанием! Со всем усердием внимайте преподаваемому вам учению, аккуратно посещая все лекции профессоров и занимаясь в своей келлии, читая необходимые книги и пособия. Помните, что совсем не к лицу вам обычные настроения и веселое время-препровождение современной распущенной светской молодежи! Ведь вы приехали в монастырь, чтобы учиться в духовной школе: соответственно этому и держите себя! И да поможет вам Бог приобрести здесь то нетленное духовное богатство сокровищ нашей святой православной веры, которых вы нигде более в современном нравственно-растленном мире не найдете.

Bсе наши дорогие гости-богомольцы! Мы ищем Вашей помощи, Вашего сотрудничества в великом нашем деле подготовки новых пастырей нашей Церкви. Помогайте нам, кто, как и чем может! Находите действительно-достойных кандидатов для поступления в Семинарию и направляйте их к нам. Но, конечно, нам нужны люди искренне-преданные нашей святой вере и Церкви: таких и присылайте нам, а отнюдь не случайных людей. Если не будет пополнения в нашей пастырской среде, наша Церковь может весьма скоро остаться совсем без пастырей. Помогите же нам, будьте нашими соработниками!

Зависть – изобретение диавола.

(ТВОРЕНИЯ СВ. IOAHHA ЗЛАТОУСТА. Том IV, стр.517).

Удивительное дело! Христос исцеляет слепых, изгоняет беca и возвращает дар слова немому (Евангельское чтение в неделю 7-ую по Пятидесятнице: Мф.9,27-35). Весь народ прославляет Его за это, говоря, что никогда еще ничего подобного не было во Израиле. Одни только фарисеи, вместо того, чтобы вместе с народом преклониться пред Иисусом и признать Божественную силу за совершенными Им чудесами, говорят: Он изгоняет бесов силою князя бесовского (Мф.9,34).

Сколько и других чудес совершил Господь наш Иисус Христос: исцелял прокаженных, воздвигал от одра болезни разслабленных, воскрешал умерших и при этом постоянно проповедовал, уча народ исполнению заповедей Божиих, но фарисеи – эти знатоки и ревнители ветхозаветного Закона Божия – никак не хотели признать Его Мессиею – Посланником Божиим, хотя все ветхозаветные пророчества сбылись на Нем, и они лучше простого народа должны были бы видеть и знать это. Однако, народ, по словам их, «невежда в законе» (Ин.7,49), сразу же из необыкновенных чудес Христовых усмотрел Его Божественное достоинство, а они упорно продолжали твердить, что Он совершает чудеса силою бесовскою, что Он и Сам беса имеет в Себе.

Откуда такое упорство – такое непонятное, на первый взгляд, ослепление?

От зависти.

Когда народ толпами стал ходить за Иисусом, жаждая слышать Его Божественное учение и получить благодатное исцеление от своих недугов душевных и телесных, их охватила страшная зависть.

Ведь они были духовными вождями народа, пользовались в народе всеобщим уважением и почитанием, как учители веры, как знатоки и ревностные исполнители Божественного Закона. Это льстило их самолюбию, питало их гордыню и тщеславие: они услаждались этим народным преклонением и дорожили им.

И вдруг явился Кто-то Другой, Который учил народ, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Mф.7,29) и притом исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (Mф.9,35). Как только они увидели, что Он заслужил у народа большее уважение и почитание, чем они, их охватила мучительная зависть к этому, как им показалось, счастливому «сопернику». Привыкшие, как и все горделивые и самолюбивые люди, судить о других по себе, они решили, что и это – такой же честолюбец и искатель славы народной, как и они сами, только более удачливый, и страшно озлобились на Него.