«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Солнце», которому «предтекла», как «утренняя звезда» святая Ольга, был ее Боговенчанный внук – СВЯТЫЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, при котором совершилось величайшее событие русской истории – КРЕЩЕНИЕ РУСИ. До этого Русь была погружена во тьму язычества, за малыми отдельными исключениями, ее окутывала ночь идолопоклонства.

По свидетельству нашего выдающегося церковного историка Преосвященного Архиепископа Филарета, святая княгиня Ольга была природной славянкой, происходившей из-под Пскова, который в те времена назывался «Плесков». Славянское имя ее было Прекраса, которое получила она потому, что действительно была, прекрасна и душою и телом. «Ольгой» назвал ее по своему имени опекун князя Игоря Олег, когда выдавал ее замуж за своего племянника Игоря.

После трагической кончины князя Игоря, убитого возненавидевшими его древлянами, святая княгиня Ольга известное время единолично управляла Русской землей, за малолетством ее сына Святослава, который остался после смерти отца четырехлетним ребенком. И правление ее было столь мудрым и благотворным для Руси, что летописец назвал ее «мудрейшей всех человек; что в тогдашнем словоупотреблении, как и до настоящего времени в диалекте у малороссов, означает: «мудрейшей всех мужчин».

В то время в Киеве уже была какая-то численно небольшая группа христиан, которые имели даже «соборную церковь святого пророка Илии», в коей они присягали, как сообщает об этом летописец, на верность договору с Византией, заключенному при князе Игоре, в то время как язычники присягали перед своим идолом Перуном.

Княгиня Ольга видела возвышенную жизнь этих христиан, резко отличавшуюся от жизни язычников, и не могла не плениться небесной чистотой и красотой христианского учения. Но так как огромное большинство старейшин и народа все еще было привержено к язычеству, она решилась на весьма мужественный шаг – предприняла путешествие в столичный город христианства – царственный Константинополь, чтобы там основательнее познакомиться с христианской верой и надлежащим образом подготовиться к великому таинству Святого Крещения.

Это произошло в 957 году.

Характерно и глубокомысленно объясняет этот поступок Ольги наш летописец. «Эфиопская царица», говорит он: «ходила к Соломону слушать премудрость его и видеть опыты премудрости его: точно так и блаженная Ольга искала мудрости Божией. Ищущие мудрости находят ее. Блаженная Ольга в зрелых летах отыскивала умного значения всему в мipе и вот нашла драгоценный бисер – ХРИСТА».

Взяв с собою много подарков и большую свиту, в составе которой были «родственники и родственницы ее», в том числе «племянник», «до 10-ти знатнейших жен», «18 почетных служительниц», «22 поверенных», «43 купца» и до «10-ти чиновников», она водным путем отправилась в Царьград, как имели обыкновение называть русские Константинополь.

Об этом приезде русской княгини в Константинополь есть запись и у греческих летописцев. Так Кедрин пишет: «Ольга, жена князя русского, того, который приводил флот против греков, по смерти супруга явилась в Константинополь и, когда доказала великую ревность свою к истинному благочестию, была крещена и принята с почестями, приличными ее сану, и возвратилась в свой дом».

В Константинополе кн. Ольга пробыла не менее трех месяцев. Здесь она поучалась вере христианской, ежедневно с большим усердием внимала Божественным словесам и присматривалась к великолепию богослужебного чина и всем сторонам истинно-христианской жизни. Сердце ее разгорелось пламенной любовью ко Христу, и она обратилась к патриарху с просьбой крестить ее. Патриархом в то время был Полиевкт, славный и по святости жизни и по своей высокой образованности. Ольга поднесла ему в дар золотое блюдо с изображением Христа-Спасителя на драгоценном камне. Это блюдо видел в храме святой Софии путешествовавший в Константинополь Новгородский Apxиепископ Антоний.

Святейший Патриарх Полиевкт сам крестил княгиню Ольгу, причем византийский император Константин Багрянородный был ее восприемником от купели. Наречена была она во Святом Крещении ЕЛЕНОЮ, в память святой равноапостольной Елены, матери святого Константина Великого, при котором христианство восторжествовало в Римской Империи, что, конечно, сделано было предзнаменательно. Причастив новокрещеную Святых Таин Тела и Крови Христовых, Патриарх благословил ее со словами: «благословенна ты среди жен российских, ибо ты, оставив тьму, взыскала истинного света; возненавидев идольское многобожие, ты возлюбила Единого Истинного Бога; ты избежала вечной смерти, обручившись жизни безсмертной. Отселе тебя будут ублажать сыны Российской земли!». Несомненно крестились и многие, если не все, из ее свиты, которые еще не были христианами.

Патриарх дал в благословение святой Ольге крест, который, как сообщают несколько летописцев, долгое время хранился в Киеве и после ее смерти.

После крещения состоялся торжественный прием новокрещеной княгини при императорском дворе, со всем ее посольством, о чем повествует сам император Константин. Император принял Ольгу, окруженный высшими чинами. От русского посольства были поднесены ему дары. Прием закончился обедом, во время которого пело два хора певчих – певчие храма святых Апостолов и храма святой Софии. После обеда подносили нашей княгине и ее свите подарки от императорского двора.

Перед отъездом в честь святой Ольги был дан императором второй прощальный обед. Оставляя Царьград, блаженная Ольга пошла к патриарху и прося его напутственного благословения, сказала ему: «Помолись за меня святый отец! Народ мой и сын мой пребывают в языческом заблуждении – да избавит меня там Господь, твоими святыми молитвами, от всякого зла».