«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Матф. 10, 32)

ВЫСШИЙ ИДЕАЛ ХРИСТИАНСТВА.

Таково непреложное обещание Господа нашего Иисуса Христа. Кто исповедает Господа Иисуса Христа перед людьми, того и Господь исповедает пред Отцем Своим небесным. Иными словами: кто открыто, безбоязненно, ничего не страшась и не стыдясь, и словом и жизнью своею покажет, что он истинный христианин и даст в своей жизни добрый пример исполнения евангельских заповедей другим людям, о том и Господь Иисус Христос засвидетельствует пред Отцем Своим небесным, что это — действительно Его ученик, Его искренний последователь, и увенчает его Своей Божественной славой, к которой призываются все христиане.

Истинные христиане, и словом и делом исповедавшие Христа и увенчанные за то Божественной славой, это и есть "все святые", память которых Церковь празднует непосредственно после св. Пятидесятницы — в первый воскресный день после нее.

Почему именно в этот день установлено праздновать память всех святых, когда-либо живших и подвизавшихся на земле?

Есть несомненно много святых, безвестно подвизавшихся, о которых мы ничего не знаем. Все истинные подвижники всегда старались скрывать свои добрые дела и подвиги от людей, бегая человеческой похвалы, ибо хорошо помнили заповедь Христову о том, что всякое добро надлежит творить втайне, ибо иначе оно теряет свою цену. И если все же многих святых мы знаем, то это потому, что Сам Господь благоволил открыть нам их жизнь для нашего назидания и вразумления, как Он однажды и сказал: "Не вжигают светильника и не поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть" (Матф. 5, 15). Тем не менее есть святые, которые остались для нас неизвестными: мы не знаем ни их имен, ни происхождения, ни местожительства, ни образа жизни, ни подвигов.

Преклоняясь пред подвигами святости и нас призывая к этому, св. Церковь не хочет и их оставить без должного прославления. Тем более, что прославляя святых, воздавая честь им, мы в сущности прославляем Бога, "дивнаго во святых Своих".

Но почему память их празднуется именно сегодня, как раз после праздника Сошествия Святаго Духа?

Это для того, дабы подчеркнуть, что святые не иначе соделываются святыми, как чрез благодать Святаго Духа.

Святые — это жатва Духа Божья, это — дивные плоды Божественной благодати. Благодать Св. Духа, снизойдя в сердце человека, мощно влечет его ко спасению: внушает ему покаяние, помогает вести борьбу со страстьми и похотьми и, наконец, делая его победителем греха, венчает его нетленным венцом святости.

Какой же урок дает нам празднование памяти Всех Святых, к чему оно призывает нас?

Прославляя память какого-либо святого, живописуя пред нашим мысленным взором его возвышенный образ, св. Церковь делает это не с иной какой-либо целью, как только для того, чтобы воодушевить нас и возбудить в нас желание подражать этому святому. А празднование памяти Всех святых есть, следовательно, призыв всех нас к святой жизни, к святости. Сами святые, прославленные Богом, конечно, не нуждаются в том, чтобы мы, грешные, их прославляли. Прославлять память святых нужно не для них, а для нас самих. Это — прирожденная нам естественная потребность нашего духа. В душу каждого человека от рождения вложено безотчетное, почти безсознательное влечение — стремление к чему-то высшему, идеальному. Ему ни когда не могут дать полного удовлетворения никакие чисто-земные достижения, земные стяжания и приобретения, земные удовольствия, радости и наслаждения. Даже у очень низко павших морально людей обнаруживается по временам тяжкое томление души, мучительное раскаяние, светлый, хотя бы минутный, порыв куда-то ввысь, подальше от этой грязной земли со всеми ее мерзостями. И у всех без исключения людей, в большей или меньшей степени, дает себя знать какая-то неудовлетворенность своим внутренним состоянием, так называемое "святое недовольство собой".

Что же это значит?