«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Откуда это?

От Святого Православия.

Родившийся 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии (на крайнем севере России) св. праведный Иоанн был сыном бедного, но благочестивого причетника Илии Сергиева и его особенно глубоко благочестивой супруги Феодоры. Он — плоть от плоти и кровь от крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святым Православием. Вместе с молоком матери он с ранних младенческих лет впитал в себя дух истинного православного благочестия. А о своем дальнейшем духовном воспитании сам о. Иоанн вспоминал так: «С ранняго детства родители приучили меня к молитве и своим собственным примером сделали из меня религиозно-настроеннаго мальчика. Мой отец брал меня постоянно в церковь, и я всей душой полюбил общественное богослужение, особенно хоровое пение».

С детства получив крепкую духовную опору в молитвенной атмосфере своего родного сельского православного храма, будущий о. Иоанн получил потом самое основательное духовное воспитание и научно-богословское образование в наших русских православных духовных школах — в Архангельском Духовном Училище, Архангельской Духовной Семинарии и С.-Петербургской Духовной Академии.

Отсюда можно видеть, что о. Иоанн был действительно нашим русским православным пастырем, и вот где источник его величия и всей его славы!

И он сам это всегда глубоко сознавал и никогда ни в чем не выступал от своего собственного имени, ничего не приписывал лично самому себе, а только почивающей на нем благодати священства, которой удостоила его наша Святая Православная Церковь.

«О, братие» — так говорил он в своей замечательной беседе со священниками нижегородской епархии в 1901 году: «нам много дано от Господа Бога благодати, и если мы сохраним этот дар Божий, то мы непобедимы. Вот, досточтимые сопастыри, так я служу для славы Божией, для прославления Церкви Христовой и распространения веры православной».

«Вера Христова православная», так умиленно восклицает о. Иоанн в своем вдохновенном дневнике: «сколько в тебе открыто благ неизреченных! Как ты обновляешь, очищаешь, претворяешь нашу душу и самое тело чрез веру, надежду, чрез покаяние, молитву и особенно чрез Животворящую Тайну Причащения! Сколько в тебе даров Божиих неизреченных! Какая Божественная жизнь! Какие чудные действия Духа Животворящего!...

Сколько в тебе благ, вера святая, православная! Какая ты богатая сокровищница Божественная! Какая неистощимая житница! Какой источник живой воды Духа Святаго! Какое светозарное солнце всем, во мраке житейской ночи ходящим! Какой от тебя источник благоухания, святыни, нетления! Какая чудная ты соль земли!.. для нас, земных человеков, гнилостью греха зараженных до костей и мозгов!

Благодарим Господа за такое небесное, святое, жизненное сокровище! Научи нас всех, Владыко, жить достойно такой веры, такого упования!..» («Мысли о Церкви», стр. 271).

И все это мы видим наглядно в лице самого нашего дивного пастыря, который был действительно как бы живым воплощением всех этих неоценимых сокровищ Православия! И разве есть на Западе что-либо подобное тому, что явил в себе наш великий всероссийский праведник, столь яркий выразитель духа истинного Православия, ревностный и непоколебимый столп и поборник истинной православной веры и Церкви?!

Ничего похожего! Наш о. Иоанн — явление совершенно исключительное, из ряда вон выходящее.

Но его сделала таким наша Православная Церковь, и это нам необходимо всегда помнить: вне Православия такое явление было бы совершенно немыслимо, о чем свидетельствует сам о. Иоанн.

Мы знаем, что о. Иоанн ко всем относился с большой, истинно-пастырской любовью и всем благодетельствовал — и римо-католикам, и протестантам, и мусульманам, и иудеям, над всеми совершал чудеса исцелений, но в то же время постоянно учил и проповедывал, что спасающая Истина — только в Православии, ибо все остальные исповедания «содержат Истину в неправде».