«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Церковь — воистину есть дивное «училище благочестия», ибо она, по словам св. прав. Иоанна, есть «духовная врачебница», где немощствующее язвою греха человечество врачуется благодатными врачеваниями, данными от Бога — покаянием и причащением св. Христовых Таин Тела и Крови Христовых, и Словом Божиим — наставлениями и советами и утешениями пастырей словесного стада Христова!..

Церковь не просто учит, но и воспитывает, как говорит св. Иоанн: «Христианин неотменно должен заботиться о своем духовном воспитании... По намерению Божию, св. Церковь есть первая и самая законная воспитательница христианских душ... »

«Человек-христианин! Доколе есть время, постарайся здесь на земле присвоиться Богу и святым Его чрез веру и благочестие; будь церковным, впитывай в себя дух церковный, дух покаяния, святыни, мира, Богомыслия, дух любви, кротости, смирения, терпения, благопокорения, спасения. Не поднимай высоко свою голову и не презирай Матери своей Церкви, спасающей тебя, — бывай часто в храме во время Богослужений, стой со смирением, слушай, размышляй, или читай и пой!..»

Чему учит нас Церковь?

Самому важному — делу спасения душ наших. Вот почему, по словам св. прав. Иоанна, мы должны «учиться этому делу» у Церкви. Святые, которые старались заниматься этим делом и выполнили его превосходным образом, оставили это свое духовное наследие — «искусство покаяния и спасения» Церкви Православной, сложив в нее, как в верную сокровищницу, все свое разумение, свое слово, свое усердие, свое искусство, свои опыты. У ней-то и будем учиться покаянию и спасению!..»

Вот почему безумно поступают те христиане, которые ленятся посещать храм Божий, пренебрегают церковной молитвой и таинствами и думают, что можно обойтись без храма, что посещение храма — дело неважное, необязательное, или те, которые приходят в храм не для прилежной, внимательной молитвы, а только по обычаю — «людей посмотреть и себя показать» и ведут себя в нем разсеянно и неблагоговейно: сами не молятся и другим мешают молиться, словно забывая, что это храм Божий, а не какой-то светский салон или клуб, где можно повидаться и поболтать со своими друзьями и знакомыми, что, к сожалению, в наше время так часто случается. Такие, легкомысленно-настроенные люди лишают себя самой великой радости — стать одушевленными храмами Божиими, и несомненно, рано или поздно, если во время не спохватятся и не образумятся, могут сделаться нечистыми капищами врага Божия — сатаны.

Особенно великое преступление совершают те безпечные родители, которые с самых ранних лет не приучают своих детей к храму Божию, к церковной молитве и к частому причащению св. Христовых Таин. Они поистине могут быть названы детоубийцами и даже хуже, ибо Христос-Спаситель сказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10, 28). Кто не приводит своих детей в храм, тот нарушает этим и прямую заповедь Господню, ибо Господь сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф 19,14).

Как стремительно растет сейчас во всем мiре преступность и разврат! Поистине жить становится страшно! И это только потому, что люди совсем пренебрегают теперь религиозным воспитанием своих детей, власть имущие во многих странах даже запрещают это, храмы закрываются или пустеют, так как их не посещают слишком уж «умные» и «культурные» современные люди, в гордыне своей бросающие вызов Самому Богу, нередко кощунствующие и богохульствующие.

И вот — плоды этого налицо, у нас перед глазами! Дети рано перестают быть детьми, даже лица и выражения глаз у них уже в самые ранние годы становятся не детскими, и они легко делаются способными на самое страшное, самое гнусное преступление, о чем мы постоянно теперь слышим и читаем в повседневной прессе. Страшно даже подумать, на что способны современные дети!

Ни для детей, ни для взрослых нет лучшего училища, нет лучшего воспитательного учреждения, чем храм Божий с его дивными чтениями, песнопениями и всеми благодатными установлениями, назидающими душу, очищающими ее от всякой греховной скверны и нечистоты и укрепляющими в Божией Истине и Добре. Поэтому ни один разумный человек, желающий себе и другим добра, не станет избегать храма Божия, не лишит церковного воспитания своих детей.

Ведь «храм есть», как учит св. праведный Иоанн, «земное небо». Входя в него, мы как бы оставляем на время эту грешную землю со всеми ее пакостями и мерзостями и возносимся на небо, «входим в другой, небесный мiр». «Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!» И если мы будем благоразумны и внимательны к святыне храма Божия, то и мы полюбим его и поймем тогда, почему так трогательно молился Псалмопевец и сами будем молиться подобно ему:

«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4).

Будем же со всем усердием посещать храм Божий, пока есть для этого у нас возможность... пока не отнялась еще эта возможность! Время ведь «лукаво», как никогда! И один Господь ведает долго ли мы сможем пользоваться этой пока счастливой возможностью?

Что такое праздники — для чего они?