«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Подивимся лучше тому, как легко делается сосудом диавольским и орудием злобы поднебесной человек, плененный страстью. Это — урок для всех нас. Будем всегда помнить, что работающий страстям своим есть раб и орудие диавола, а вместе с тем и богоборец — ирод. Одна эта мысль, проведенная до глубин нашего сознания, должна удержать нас от самоохотного служения страстям своим и внушить нам необходимость скорейшей и решительнейшей борьбы со всеми страстями, в нас гнездящимися. Кому охота уподобиться Ироду, а кто не хочет уподобляться ему, тот должен, не откладывая, вступить в безпощадную брань со всеми своими порочными наклонностями, греховными навыками, страстными помышлениями, ибо чрез каждую греховную склонность или привычку диавол удобно может взять нас в плен и сделать своим орудием для достижения своих адских планов.

Это — одно важное назидание, какое мы можем извлечь для себя из прочитанного сегодня Евангелия.

А вот и второе! Казалось бы, где диаволу идти столь дерзостно против Самого Бога? А между тем, он в своей злобе вековечной никогда не дремлет и даже мгновенно находит подходящее орудие для выполнения своих адских намерений. Ирод, по его внушению, неистовствует, избивает тысячи невинных младенцев, погружает в безотрадную скорбь тысячи матерей... как-будто сам собой, с единственной целью удовлетворить своей бешеной страсти властолюбия. Но за ним стоял руководящей им и никогда не дремлющий враг Божий и враг спасения человеческого. Он вечно на страже, непрестанно бдит, дабы разрушать все, что исходит от Бога и что делается ради спасения человека Богом и самим человеком. По словам св. Апостола Петра, он «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Петр. 5, 8). Едва только рождается в нашем сердце Христос чрез святое крещение или чрез обращение к Богу от пути нечестия и греха, как диавол тут как тут и немедленно ополчается, находя себе и подручных «иродов», дабы погубить рождшееся Отроча-Иисуса в нашем сердца. Каждый помысел он стремится вытравить, каждое доброе намерение стремится погасить или воспрепятствовать его осуществлению, каждое доброе дело стремится испортить или превратить во зло. Понаблюдайте за собой, и Вы легко заметите, как любое доброе и чистое движение Вашей души легко омрачается иным помыслом, иным движением — нечистым, греховным, виновником которого и является диавол, враг всякаго добра и «человекоубийца искони» (Ин. 8, 44). Если вы допускаете диавола таким образом вторгаться в вашу душу, то вот вы — сами себе «ирод»! «Блюдите же убо, како опасно ходите» (Ефес. 5, 15), помните всегда, на всякий час, что «супостат ваш диавол» (1 Петр. 5, 8) тут около вас ходит непрестанно, что он страстно жаждет вашей погибели и не смыкает своих очей, лишь бы ввергнуть вас во тьму кромешную — в бездну адскую. Как же спастись от него? Куда укрыться от его козней?

И на это находим указание в сегодняшнем Евангелии.

Во сне Иосифу явился Ангел Господень со следующим повелением от Бога: «Востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти» (Матф. 2, 13). И старец Иосиф, ни слова не говоря, «востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отъиде во Египет»...

Вот где спасение от козней диавольских! — В безусловном послушании Богу и в исполнении Его заповедей и повелений. Если бдит над нами сатана, жаждущий нашей погибели, то еще более бдит над нами Сам Господь, поручивший каждого из нас особому Ангелу-Хранителю, Господь, Который «хощет всем человекам спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4). Чрез Своего Ангела, хранителя нашего, Он всегда предупреждает нас о грозящей нам опасности и указывает, что нам нужно делать, а голос Божий, сокрытый в душе каждого человека и называемый совестью, дает ясное свидетельство нам о том, поступаем ли мы в согласии с волей Божией или нет. От нас требуется только наше свободное произволение — во всем и всегда поступать так, как хочет Бог, на всяком жизненном шагу прислушиваться к голосу совести и ничего не творить вопреки ее внушениям. Если будем твердо держаться в жизни нашей этого правила, самоохотно и радостно исполнять всякую заповедь Божию, непрестанно призывая себе в молитвах на помощь всесильную и всеспасительную благодать Божию, то никакой враг не будет нам страшен, не сможет причинить нам никакого действительного и непоправимого зла и «свет Божий возсияет в сердцах наших» (Ефес. 5, 8; 2 Петр. 1, 19).

Тогда от всей души и чистым сердцем сможем мы радостно воспеть вочеловечившемуся, нас ради человек и нашего ради спасения, Сыну Божию хвалебную песнь Ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

Призовем же на помощь нам, в нашем подвиге всецелого послушания воле Божией, всех святых подвижников и угодников Божиих, в подвиге сем просиявших, а наипаче «Вышшую всех», как Явившую в себе вечный образец для подражания — пример безусловного смирения и безпрекословной покорности воле Божией — Деву, Пречистую Богородицу, праздник Собора Коей мы ныне празднуем. Пресвятая Богородице, помогай нам! — Аминь.

Слово это произнесено 26 декабря 1929 года в Духовной Академии в Софии (Болгария) студентом Александром Таушевым.

«Кая бо польза человеку, аще приобрящет

мiр весь, и отщетит душу свою?»

(Мк.8,36)