«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Писания Отцов соединяются все в Евангелии: все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец — Святое Евангелие.

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать Его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением Святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения Святых Отцев! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию Святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение...

Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священнаго Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, — спасению и христианскому совершенству» (Том I, стр. 112-113).

Январь-месяц, по нашему православному календарю, — и особенно вторая половина его, — необыкновенно богат днями празднования памяти величайших Отцев нашей св. Церкви, оставивших нам и свои письменные творения, о которых стыдно не знать православному христианину и не быть знакомым, хотя бы отчасти, с их наставительными писаниями.

Так в день гражданского Нового Года — 1-го января празднуется память первого из трех великих вселенских учителей и святителей — св. Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. «О, Божественная и священная Христовы Церкве пчело, Василие всеблаженне!» так славит этого дивного святителя св. Церковь: «ты бо Божественнаго желания жалом тебе вооружив, богомерзких ересей хулы уязвил еси, и душам верных благочестия сладость сокровиществовал еси». — «Явился еси основание непоколебимое Церкве», так поет она, подчеркивая его великое для нас значение. Всю жизнь боролся он за св. Православие с еретиками-арианами и оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу в виде «Шестоднева», «Бесед на псалмы», многих замечательных молитв. Ему же принадлежит «Чин Божественной литургии» его имени и «Устав монашеской жизни».

В день 25-го января празднуется память его друга и сподвижника — второго из троичного лика этих великих иерархов — св. Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, тоже борца за св. Православие против тех же еретиков-ариан, захвативших, было, все храмы в царственном Константинополе. Церковь славит его за то, что он «Богословным языком своим сплетения риторская разрушил» и «Православия одеждею свыше истканною Церковь украсил» и именует его: «Богословия уме крайнейший», уподобляя его, по глубине проникновения в возвышенные догматы нашей св. веры «сыну Громову», то есть св. Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. И он оставил нам свои дивные творения, из которых особенно важны его «Пять слов о Богословии», в которых раскрывается догмат о Святой Троице. «О Пресвятой Троице я чаще говорю, чем дышу», писал святитель в одном из своих писем. Это учение о Пресвятой Троице раскрывается в проповедях св. Григория в таком свете, в такой высоте и глубине, как только можно постигать его человеку и выражать на человеческом языке, за что св. Церковь и почтила его наименованием «Богослова». Дивные проповеди св. Григория отличаются священным величием, духовной властью и высоким одушевлением. Они столь прекрасны, и по содержанию и по форме, что многие выражения из них взяты церковными песнописцами, как напр. преп. Иоанном Дамаскиным для церковных песнопений на Рождество Христово, на Пасху, на Пятидесятницу.

В день 27-го января св. Церковь празднует память третьего из этой «троицы святителей» — св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, по случаю перенесения его св. мощей. «Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети», славит св. Церковь сего своего «златословеснаго учителя», и как бы теряется в похвалах ему, взывая к верным: «Златокованную трубу, Богодохновенный орган, догматов пучину неисчерпаемую, церковное утверждение, ум небесный, премудрости глубину, чашу всезлатую, изливающую реки учений медоточных, и напаяющую тварь, песненно воспоим». Св. Иоанн, прозванный «Златоустом» за свое необыкновенное благодатное красноречие, во все времена считался непревзойденным и совершеннейшим образцом для всех проповедников. От него дошло до нас более 800 проповедей. В них мы находим объяснение почти всего Нового Завета и многого из ветхозаветных священных книг. Все его проповеди имеют целью нравственное исправление грешника и утверждение его в христианской добродетели. Как самое главное, он подчеркивает всегда необходимость любви к Богу и ближним. Особенно замечательны его «Шесть слов о священстве», в которых он изобразил идеал пастыря, слова о молитве, о милостыне, о зрелищах, против ходящих в театры, похвальные слова св. мученикам. Его «Огласительное слово на св. Пасху» полагается, по уставу, читать в конце пасхальной утрени. Ему принадлежит много молитв и «Чин Божественной литургии», которую мы совершаем ежедневно.

Так велики и славны эти трое святителей, что св. Церковь, не довольствуясь празднованием их памяти каждому в отдельности, установила еще общее торжественное празднование им, всем троим вместе, в день 30-го января, именуя их «великими иерархами» и «вселенскими святителями и учителями», «апостолов единонравными», «благодати органами», «столпами благочестия», «врачами премудрыми недугов душевных и телесных», «тремя светозарными светильниками», «просвещающими Христову Церковь».

В день 18-го января св. Церковь прославляет одновременно память двух александрийских святителей, боровшихся с еретиками за св. Православную веру — св. Афанасия Великого и св. Кирилла.

«Столп был еси Православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие» — так восхваляет она первого из них, празднуя ему его память еще и отдельно 2-го мая. Почти половину IV столетия история Православно-Христианской Церкви была неразрывно связана с его именем, как неутомимого и неустрашимого борца за истинную веру Христову против крайне-опасной ереси арианства, подрывавшей веру в Божественное достоинство Сына Божия и тем колебавшей самые основы христианства. Пять раз он подвергался удалению с кафедры и изгнанию, и каждый раз возвращение его в Александрию носило характер триумфального шествия — так радостно встречала его благоговевшая пред ним паства. Его сравнивали с дубом, который во время бури оставался непреклонным, и после каждого налета грозы вновь представал во всей своей величественной красе. Его называли «Отцом Православия», а св. Григорий Богослов выразился о нем, что «его жизнь и нрав суть правила для епископа, его догматы — законы Православия». От него дошло до нас около 50 сочинений, преимущественно догматического содержания, и множество проповедей, в которых он раскрывает истинное учение Церкви и разоблачает ложь еретиков.

Святителя Кирилла св. Церковь прославляет за то, что он «от Христовы Церкве мысленныя волки» — еретиков-несториан — «отгнал жезлом учений своих, и сию окрест оградил словес утверждении и представил Христу недвижиму и непоколебиму».

В день 10-го января св. Церковь празднует память святителя Григория, Епископа Ниссийского, младшего брата св. Василия Великого, который боролся за св. Православие против еретиков, сделавшись странствующим проповедником. Св. Церковь воспевает его, как «светильника многосветлаго Божественныя зари», как «проповедника истины», как «основание Богословия», как «поборника Святыя Троицы». От него дошло до нас много проповедей изъяснительных, нравоучительных и похвальных, которые отличаются богатством мыслей, искренностью чувства и живостью описаний.