«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Захватывая власть и призывая народ довериться вам," — так писал он в этом послании, — "какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Mатф. 7, 9-10). Отечество вы подменили бездушным интернационалом... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мiровой революции... Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, разстрела. Вы обещали свободу... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... в органах печати злобные богохульства и кощунства. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины-прихода, разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви.

Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование, и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти; но чем выше будет подниматься "столп злобы" вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости наших обличений... отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Матф. 26, 52)".

В этих двух решительных посланиях неустрашимого борца за Правду Божию ясно, недвусмысленно и ярко выразился духовный лик Святейшего Патриарха Тихона, и только слепому или злонамеренно-закрывающему глаза на правду может быть не ясно, что все позднейшие акты, так или иначе связываемые с его именем, не могут быть подлинными, не могут быть выражением его свободного волеизъявления, если в них есть какое-либо противоречие или разногласие с мыслями, так правдиво и убедительно высказанными в этих двух вышеприведенных актах.

Важен для нас и третий акт, который вполне гармонировал с двумя вышеназванными и потому несомненно подлинный и дополняющий характеристику Святейшего Патриарха Тихона. Это — указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года, в котором сказалась мудрая дальновидность нашего Первосвятителя, провидевшего то, что должно было неизбежно случиться и действительно случилось еще при его жизни, когда "Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом" фактически "прекратило свою деятельность", потеряв свободу волеизъявления, и все указы издавались уже не свободно, а под давлением враждебной истинной Церкви богоборческой власти, а потому, по совести, не могли никем из благоразумно-настроенных служителей и чад Церкви приниматься к исполнению.

Согласно этому постановлению № 362, "в случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти". Организация такой высшей инстанции для целой группы епархий, как говорится дальше в том же постановлении, "составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея".

На основании этого постановления и было организовано Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, а затем и Высшее Церковное Управление заграницей. Враги нашей Русской Православной Церкви заграницей любят утверждать, что Святейший Патриарх Тихон упразднил это Высшее Церковное Управление заграницей своим указом от 22 апреля/5 мая 1922 года за его "политические выступления". Но характерно, что этот указ даже не был подписан Патриархом, а Архиепископом Фаддеем. Для всех безпристрастно-настроенных людей было совершенно ясно, что этот указ, столь не созвучный с прежними актами, исходившими от Святейшего Патриарха Тихона, не мог быть актом его свободного волеизъявления. Даже Митрополит Евлогий, впоследствии отколовшийся от нашей Русской Православной Церкви заграницей, во имя "верности Матери Русской Церкви", в начале держался такого именно мнения, что и выразил в своем письме от 3/16 июля 1922 года Митрополиту Антонию, в котором прямо заявлял, что "документ этот имеет характер политический, а не церковный, а потому за ним он не признает никакой обязательной силы", так как издан он несомненно "под давлением большевиков".

Все же Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей 31 августа 1922 года, обсудив происшедшее, постановил: "Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и органов церковного управления при нем от 7/20 ноября 1920 года за № 362 образовать временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей".

Это постановление было подписано "за Председательствующего" никем иным как Митрополитом Евлогием.

И вот, несмотря на все эти факты, тот же Митрополит Евлогий через нисколько лет произвел раскол в Русской Православной Церкви заграницей, под предлогом сохранения "верности Матери Русской Церкви и Святейшему Патриарху Тихону", от которого якобы самочинно отделилась наша Церковь, в чем "евлогиане" до сих пор не стыдятся лживо обвинять нас (см. послание автокефальной Американской Митрополии нынешнего 1975 года), хотя наша Церковь никогда не переставала чтить Святейшего Патриарха Тихона и возносила имя его за богослужениями до самой его кончины 25 марта 1925 года!

Но недолго Митрополит Евлогий с его сторонниками, давшие подписку в лояльности к советской власти, по требованию тоже будто бы исходившему от местоблюстителя Патриарха Тихона митрополита Сергия (хотя так ясно, что это требование было требованием советской власти!), торжественно и в пику нам, провозглашали себя "тихоновцами". Когда Митрополит Евлогий указом Митрополита Сергия от 30 июня 1930 года был отрешен от должности, а 24 декабря 1930 г. был даже запрещен в священнослужении, он этим указам, несмотря на провозглашенную им раньше "верность Матери Русской Церкви", не подчинился, а произвольно и самочинно перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, который как раз незадолго перед тем признал Святейшего Патриарха Тихона низложенным с патриаршего престола, лишенным сана и монашества, а законною церковью в России — так наз. "живую церковь".

Подобно Митрополиту Евлогию, вел себя в С. Ш. Америки Митрополит Платон, тоже отколовшийся одновременно с ним от Русской Православной Церкви Заграницей в 1926 году и поддерживавший сношения с Митрополитом Сергием в Москве, пока тот не объявил его церковную организацию "раскольническим обществом" и не запретил его в священнослужении с преданием суду 25 августа 1933 года указом за № 837.

О признании всех последующих указов Святейшего Патриарха Тихона подлинными и выражающими его свободную волю, конечно, не может быть и речи. Он был поставлен богоборческой властью в такие тяжкие условия, так терроризован, что нам это даже трудно себе представить. Да мы даже и не можем здесь заграницей доподлинно знать, что именно там происходило в действительности, так ли все было, как это говорят, и можно ли считать так наз. "предсмертное завещание" Святейшего Патриарха Тихона о признании советской власти безусловно подлинным, им самим составленным и собственноручно подписанным.

Одно мы знаем достоверно, это то, что верующий народ русский до самой кончины верил Святейшему Патриарху Тихону, как твердому стоятелю за веру и печальнику за Церковь Русскую, и свято и благоговейно чтил его, храня в памяти его решительные и мужественные выступления с обличениями богоборческой власти палачей русского народа Святейший Патриарх Тихон неизменно участвовал в грандиозных крестных ходах по всей России, которые тогда, в первые годы после революции, были еще возможны, безбоязненно ездил не только по Москве, но и по всей России для служения, а дни пребывания его в Петрограде были днями настоящего его триумфа, всеобщего всенародного ликованья.

Характерно, что по получении известия об убиении Царской Семьи в Екатеринбурге, Святейший Патриарх Тихон тотчас же на заседании Собора отслужил панихиду, а затем и заупокойную литургию, произнеся грозную обличительную речь, высказав мысль, что как бы ни судить политику Государя Имп. Николая II-го, его убийство, после того как он сам отрекся от престола и не делал никаких попыток вернуться к власти, является ничем неоправданным преступлением, а те, кто его совершили, должны быть заклеймены, как палачи. "Недостаточно только думать это", добавил при этом Патриарх, — не надо бояться громко утверждать это, какие бы репрессии ни угрожали вам".