«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но не все могут взять себе, как образец подражания, пример преподобного Иоанна Лествичника. Ведь он от самой юности своей, не изведав пучины страстей и порока, всем сердцем возлюбил Бога и, желая Ему Единому угождать, порвал все связи с греховным мiром, удалившись в иноческую обитель. Конечно, чистому и еще неиспорченному нравственно юноше, всю свою жизнь проведшему в иноческих подвигах, под мудрым руководством духовно-опытного старца, не трудно было достигнуть высот христианского совершенства, — но что делать тем, которые не щадили юности своей и с младых лет предавались разного рода страстям и порокам? Что делать тем, которые за давностью лет уже успели закоснеть в своей греховной порочной жизни? Возможно ли для них обращение и спасение? И как помышлять им о совершенстве христианском? Не погибли ли они окончательно?

И вот на этот тяжелый для совести многих вопрос св. Церковь и дает блистательный и глубоко-утешительный ответ, празднуя память преподобной Марии Египетской, которая с юных лет впала в бездну порока, стала величайшей грешницей, а затем сделалась ангелоподобной праведницей, очистив себя от всех страстей и, подобно преп. Иоанну Лествичнику, востекши на вершину безстрастия.

Итак, ликуйте грешники, — как бы так взывает Церковь, — не падайте духом, ибо и для вас возможно не только спасение, но и достижение всей высоты заповеданного Евангелием христианского совершенства. Помните, что как бы низко вы ни пали, всегда есть возможность возстать. Надо только искренно, всей душой, захотеть этого. Взирайте на пример преп. Марии Египетской и подражайте ее подвигу самоисправления!

Как же это сделать? Как возстать от падения человеку, глубоко впадшему в пучины порока?

Для этого есть могущественнейшее средство, которое изглаждает все греховные пятна нашей души и делает ее чистой и непорочной пред Богом.

Средство это — покаяние.

Умели мы подражать Марии Египетской в ее падении, потщимся подражать ей и в покаянии. Истинное и искреннее покаяние творит подлинное чудо с человеком-грешником, совершенно перерождает его, возрождая его к новой жизни, святой и Богоугодной.

Но будем помнить! Такую силу имеет истинное покаяние.

Придти к священнику на исповедь, обстоятельно перечислить ему все свои грехи, даже ничего не утаивая и не смягчая своей вины, и затем ждать от него прочтения разрешительной молитвы с тем, чтобы приобщиться св. Христовых Таин, это еще не значит — по-настоящему покаяться, особенно, если после этого мы с легким сердцем возвращаемся к своей прежней, вошедшей уже в привычку, греховной жизни, продолжаем, без особой борьбы с собой, грешить как и раньше.

Нет! это не есть покаяние истинное, и оно не только не имеет возрождающей силы, а еще может послужить нам в вящее осуждение.

Истинное покаяние всегда связано с искренним глубоким самоосуждением, с искренним сердечным сокрушением, с твердо-принятым в душе намерением не возвращаться больше к своим прежним грехам, с решимостью так или иначе загладить свои грехи противоположными им добрыми делами и самым коренным образом изменить свою жизнь к лучшему, в согласии с заповедями Божиими, одним словом — исправиться и начать жить совсем иначе, по-новому.

Вот такое только покаяние и имеет действительно возрождающую силу, делает человека совершенно другим, чем он был, из грешника делает его праведником.

Но возможно ли это?

На это можно ответить словами Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Невозможное человеком возможно Богу» (Лк.18, 27).