«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И это потому, что не все грехи одинаковы, и внутренняя настроенность у людей тоже неодинакова.

Так, например св. Апостол Иоанн Богослов прямо делает различие между разными грехами.

«Есть грех к смерти», говорит он, «но есть грех не к смерти» (1 Иоан 5, 16-17). На этом основании было принято делить грехи на смертные, лишающие человека благодати Божией, и не смертные, которые легко врачуются покаянием и не препятствуют получению благодати священства. Таким, согрешившим «не к смерти», Церковь торжественно поет при их рукоположении «аксиос!», то есть «достоин!».

Но что сказать о тех, которые были рукоположены в священный сан, несмотря на то, что они грешили «грехом к смерти»? Что сказать о тех, которые приняли священное рукоположение без должной духовной настроенности, без искренней веры и без искреннего намерения послужить Богу и Его Св. Церкви, послужить делу спасения людей? Получат ли они благодать священства через один только чисто-формальный акт рукоположения, чисто-автоматически? Получат ли действительно благодать священства лица явно недостойные, те, которые принимают священное рукоположение в каких-либо низменных и своекорыстных видах или даже — с определенной целью не служить Церкви Христовой, а наоборот — помогать богоборцам разрушать ее?

А ведь такие вопросы совершенно естественно возникают особенно в наше лукавое время, когда именно приходится видеть живые примеры такого поистине страшного явления! Одно дело — личные слабости, греховные немощи человека, а совсем другое — принципиальная злая настроенность. Мы ничего не хотим утверждать здесь категорически, но имеем полное право и все основания сомневаться в том, что благодать священства действительно нисходит на человека, принадлежащего к антихристианским и богоборческим обществам и организациям, ставящим себе целью вести борьбу с верой в Бога, с верой во Христа для полного их искоренения и уничтожения. Ведь такое принятие благодати для таких было бы именно «в суд или во осуждение» и как-то представить себе, чтобы такие лица могли бы быть раздаятелями благодати Божией для других людей, какой бы высокий сан они ни носили, какими бы званиями и титулами ни величались, невозможно! Как может враг Божий, враг Христов в душе, хулитель Духа Святаго быть раздаятелем Его благодатных даров другим?

И это тем более, что даже о личных грехах священнослужителя, канонически законно и достойно рукоположенного, мы имеем высоко-авторитетное для нас мнение такого великого вселенского учителя и святителя, как св. Иоанн Златоуст, который прямо говорит, что пастырю не следует «ожидать суждений от других, когда случится совершить грех, заслуживающий извержение, но ранее самому отречься от этой власти. Таким образом, еще возможно будет получить помилование от Бога; удерживать же себя в этом достоинстве вопреки благопристойности — значит лишать себя всякого прощения и еще более воспламенять гнев Божий, прилагая к одному другое тягчайшее преступление» (О священстве, слово 3-ье, стр. 423).

И мы знаем из многих повествований христианской древности, что пастыри, впадшие в смертный, заслуживающий извержение из сана грех, действительно так и поступали. Сознавши, что они угасили в себе благодатный дар Божий — дар священства — они добровольно сами оставляли свое служение, чтобы проводить остальную свою жизнь в подвигах покаяния.

А что можно действительно угасить в себе дар Божественной благодати это видно из наставления св. Апостола Павла своему ставленнику Епископу Ефесскому Тимофею: «Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» (2 Тим. 1, 6). Для чего нужно «возгревать» этот дар Божественной благодати? Конечно, для того, чтобы он не погас, ибо, погасши, он уже не может быть возжжен, как и соль, потерявшую свою силу, уже нельзя сделать снова соленой, и она уже ни на что не годится, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Матф. 5, 13).

Эти слова, обращенные Господом к Своим ученикам и Апостолам, а через них и ко всем пастырям, для того именно и сказаны в предупреждение, дабы пастыри остерегались таких смертных грехов, которые могут сделать их «солью обуявшей». Какие бы личные грехи, свойственные слабости человеческой, ни были у пастыря, он всегда должен держаться на высоте своего высокого пастырского звания — быть «солью земли» и «светом мiра», по выражению Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа (Матф. 5, 13-14). А св. Златоуст ясно указывает, что должен делать пастырь, если он согрешил так, что становится «солью обуявшей», и вместо носителя Света Христова делается сеятелем тьмы и диавольского мрака.

Но что сказать о тех, которые не просто только по естественной человеку немощи впадут в какой-либо смертный грех, но и сознательно не желают искренним и чистосердечным образом служить св. Церкви и великому делу спасения людей, а лицемерно и лукаво делая вид, будто служат Богу и Церкви, в действительности служат богоборцам и врагам Христовым, помогая и содействуя им в их адских планах искоренения веры и разрушения Церкви Божией на земле?

Можно ли поверить, что такие люди являются носителями благодати Божией и что благодать Божия не отступила от них, если даже они и были в свое время рукоположены канонически вполне правильно, как утверждают это современные «нео-богословы» — пропагандисты «нео-христианства» и «нео-православизма»?

И самые эти мнимые «служители церкви» и их защитники — это поистине лукавнейшее из всех лукавств нашего времени! И притом самое для нас страшное, ибо касается оно важнейшего для нас дела — дела спасения душ. Много изобрел враг рода человеческого лукавств с целью уловления душ человеческих в свои сети, лукавств чрезвычайно разнообразных всякаго рода, но это, пожалуй, наивысшее его «достижение», о котором и думать еще совсем недавно было невозможно, настолько оно дико и жутко.

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри... яко дние лукави суть!» (Ефес. 5, 15-16) — так из глубины веков предостерегает нас Слово Божие!

БЛАГОДАРНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА АВЕРКИЯ.