«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Господи, вразумляй нас всегда и избави от этого пагубного греха Пилатова!

Как нужно покланяться Богу?

Мысли в неделю 5-ую по Пасхе.

В течение сорока дней, до праздника Вознесения Господня, наша Церковь продолжает за всеми Богослужениями славить Воскресшего Господа. Но кроме этого величайшего события, которое легло, как краеугольный камень в основание нашей православно-христианской веры, в воскресные дни этого периода вспоминаются и другие евангельские события, которые ярко свидетельствуют о том, что Воскресший Господь есть действительно Сын Божий — Мессия, для проявления всемогущества и царской власти которого нет никаких ограничений и который пришел на землю для того, чтобы просветить и научить нас, как мы должны поклоняться нашему Творцу и Отцу Богу, дабы улучить вечное спасение.

В неделю 5-ую по Пасхе вспоминается замечательная, богатая самым глубоким содержанием беседа Господа Иисуса Христа у колодца Иакова с женой-самарянкой, которую Господь закончил открытым свидетельством о Себе, что Он и есть Мессия-Христос, о приходе Коего предвозвещали ветхозаветные пророки (Ин. 4, 25-26).

Между иудеями и самарянами был долговременный спор о том, где нужно покланяться Богу, в иерусалимском храме или на горе Гаризим, где самаряне построили себе свой, отдельный храм. И вот на этот казавшийся столь важным вопрос Господь отвечал самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 20-24).

Оба храма действительно скоро прекратили свое существование — были разрушены, но с этим отнюдь не прекратилось истинное Богопоклонение. Оно продолжалось в Христианской Церкви, но как и предрек Господь, уже не было связано с каким-либо одним определенным местом, ибо истинное Богопоклонение может совершаться везде — «на всяком месте владычества Божия», как провозглашал это еще Псалмопевец Царь Давид (Пс. 102, 22), лишь бы только оно совершалось «в духе и истине».

Совершенно напрасно толкуют эти слова, нападая на нашу Православную Церковь, разного рода сектанты, утверждающие, будто Господь этими словами отвергает церковные обряды и вообще всякое внешнее выражение молитвенных чувств. Если бы это было так, не поучало бы нас в другом месте Слово Божие: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Ведь человек создан Богом не из одной души, а из души и тела, и поэтому совершенно естественно, чтобы и тело наше участвовало в Богопоклонении.

Да и сам Господь, как видно из Евангелия, дал нам пример такого Богопоклонения, когда молясь Богу Отцу, возводил очи к небу (Ин. 11, 41), преклонив колена молился (Лк. 22, 41), падал на лице Свое (Mатф. 26, 39) и т.п.

Значит, молиться Богу «в духе» не то вовсе значит, чтобы молиться только в своей душе, без всяких внешних проявлений молитвы. Это значит только то, что ценность молитвы не зависит ни от места, где она возносится, ни от внешних форм, в которых она выражается, но от внутренней настроенности человека. Ведь можно устами произносить молитвы, а духом своим в это время блуждать невесть где, вместо того, чтобы действительно всем внутренним существом своим возноситься к Богу.

Везде можно и должно покланяться Богу и молиться Ему, но молитва эта должна быть духовна, то есть быть действительным выражением нашего внутреннего духовного устремления к Богу, и должна быть истинной, то есть не лицемерной, не притворной, только на показ людям, не быть фальшивой и не искренней, а на самом деле исходящей из глубины сердца и действительно отражающей внутреннее настроение души нашей.

праведного Иоанна Кронштадтского.

Например, слезы во время молитвы, чтения или совершения какого-либо богослужебного обряда; все великие отцы-подвижники высоко ставили и ценили благодатный дар слез умиления, но если эти слезы не искренние, а только напускные, деланные, притворные, то в них уже не выражается истинное Богопоклонение — это фальшь, а не молитва «в духе и истине», какую заповедал нам Господь.

Настоящая «духовная» и «истинная» молитва, к какой мы все должны стремиться, как к идеалу, это молитва, произносимая «умом в сердце», или, как называют ее великие отцы-молитвенники, непрестанная «умно-сердечная» молитва, к которой призывает христиан св. Апостол, говоря: «Непрестанно молитесь!» (1 Солун. 5, 17). Но такая молитва есть уже дар Божий, которого сподобляются лишь немногие за свой искренний труд, за свое собственное усердие. Искреннее стремление получить этот дар и труды для получения его всегда вознаграждаются Богом.