«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В этот же день — неделю Сыропустную — на умилительной вечерне Церковь взывает к нам: "Постное время светло начнем!", и для полного умиротворения совести установила обычай, чтобы все верующие, вступая в дни постного подвига, когда мы будем испрашивать у Бога прощения наших грехов, сами испрашивали бы друг у друга прощения.

Так, исподволь, мало-помалу, как заботливая Мать, св. Церковь заблаговременно подготовляет нас к достодолжной встрече и провождению великих и спасительных дней св. Четыредесятницы. Наше дело — со всем вниманием отнестись к богомудрым наставлениям Матери нашей, впитать их в себя, чтобы они стали как бы нашей плотью и кровью: тогда незаметно для нас самих преобразится и оцерковится вся наша жизнь, и мы станем другими людьми, а искренняя сердечная исповедь Великим Постом, предваренная усердным говением и завершенная причащением Св. Христовых Таин, обновит и возродит наши души.

С обновленной душой и чистой совестью светло и радостно встретим мы и отпразднуем светлый праздник Воскресения Христова, а поступая так из года в год, в течение всей своей жизни, сподобимся, наконец, даст Бог, вкусить вечной Пасхи "в невечернем дни Царствия Христова" (9-я песня канона Пасхи), где не будет уже никакой печали ни воздыхания, а одна только радость, неизглаголанная и безконечная, и неизреченная сладость "зрящих Лица Божия доброту неизреченную" (Утренняя молитва 5-я).

Этого мы непременно сподобимся, если не будем преступно пренебрегать постом, но будем законно подвизаться, следуя во всем указаниям и наставлениям чадолюбивой Матери нашей, Святой Церкви.

“Помышляю день страшный…”

«Помышляю день страшный и плачуся

деяний моих лукавых; како

отвещаю Безсмертному Царю? коим же

дерзновением воззрю на Судию блудный аз?

Благоутробный Отче, Сыне Единородный,

Душе Святый, помилуй мя!»

Совсем иной была бы жизнь человеческая, если бы все мы постоянно помышляли об этом страшном дне. Но — увы! Кажется, нет ничего другого на свете, о чем бы так не любили помышлять современные люди, как о дне последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом. И в наши жуткие дни почти общего морального развала, если и вспоминают о нем, то только с усмешкой, обращая помышление о нем в шутку и позволяя себе легкомысленно острить над теми, кто говорит о Страшном Суде всерьез. Все это указывает лишь на то, насколько люди, порою даже христиане, духовно одичали, отошли от Церкви и пришли в губительное состояние «окамененного нечувствия», при котором человека, как говорится, уже «ничем не прошибешь».

А между тем день Страшного Суда неизбежно наступит для всех, хотят ли его или не хотят, и на нем решится вечная участь наша. И он несомненно приближается, о чем ярко свидетельствуют именно такие, как мы выше сказали, легкомысленные настроения и праздные насмешки. Ибо, как предрекал св. Апостол Петр, именно «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям», которые будут говорить: «где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Петр. 3, 3-4).

Так и теперь многие говорят: «что вы нам проповедуете о конце мiра, Втором пришествии Христовом и Страшном Суде? Ведь уже сколько раз в прошлом предсказывали конец мiра, но этого не произошло, и все остается так же, как было».

Бывшие предсказания оказались несостоятельными, и они не исполнились. Но это совсем не значит, что конца мiра вообще не будет, что и ясные предречения об этом Слова Божия и верование всей истинной Церкви Христовой тоже окажутся ложными и не исполнятся.

А предречений об этом и в Слове Божием и у великих Отцов Церкви слишком много! Больше, чем достаточно!

И замечательно, что, по учению Слова Божия, мы должны не только бояться и трепетать этого страшного дня, из-за грехов наших, боясь справедливого возмездия за них, но и «ожидать и желать пришествия дня Божия». И это потому, что день Страшного Суда будет великим днем окончательного торжества Добра над Злом, торжества той Божией Правды, той высшей справедливости, по которой так истосковалась душа человеческая, сознательно ли то или безсознательно, ни в чем не находя себе удовлетворения на этой грешной земле (см. 2 Петр. 3, 11-13).

Ведь после того, как «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10), явится «новое небо и новая земля, на которых будет обитать правда» (2 Петр. 3, 13).