«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В день 10-го июля празднуется память преподобного отца нашего Антония Печерского, бывшего начальника всех российских монахов. В мiре Антипа, родившийся в 983 году в местечке Любеч около Чернигова, он отправился на Афон и там постригся в монахи, подвизаясь в одной пещере. Игуменом своей обители Есфигмен он был послан в Россию для насаждения в этой новообращенной стране иночества. В 1013 году он поселился на берегу Днепра в пещере и этим положил начало возникновению знаменитой Киево-Печерской лавры, ставшей очагом духовного просвещения для всей Киевской Руси. Скончался он в 1073 году, будучи извещен свыше о дне своей кончины. Как он сам при жизни всячески удалялся от людей, «моляся Богу в тайне», так и св. мощи его, по соизволению Божию, сокрыты в земле. «Проповедует преславно и паче трубы вопиет священная и великая Лавра, тобою начало приимшая, отче преподобне Антоние, всех российских монахов начальниче», — так славит этого великого подвижника и молитвенника наша Российская Церковь.

В день 11-го июля чествуется преставление блаженной Ольги, княгини Российской, во св. крещении нареченной Елены, о которой летописец говорит, что она, как «утренняя заря предварила восход солнца», разумея под «солнцем» ее внука св. равноапостольного князя Владимира, совершившего великое дело просвещения светом истинной христианской веры всего русского народа. «Величие наше и похвала ты еси, Ольго Богомудрая, тобою бо от идольския лести свободихомся, и ныне молися за люди, яже Богу привела еси» — так взывает к ней наша св. Церковь. «Мудрейшая всех человек», как именует ее летописец, Ольга, по смерти своего мужа кн. Игоря, управляла Русской Землей. Видя жизнь христиан, бывших в ее время в Киеве, она своим проницательным умом поняла, что язычество не может воспитать таких людей, каковы были христиане, а беседа ее с христианскими учителями открыла ей всю небесную чистоту и высоту Христова учения, и сердце ее пленилось Евангельской истиной. Желая ближе познакомиться с христианством, она в 957 году отправилась в Константинополь, где пробыла около трех месяцев и приняла там св. крещение, при чем крестил ее сам Патриарх Полиевкт, а восприемником был Император Константин Багрянородный. Вернувшись в Киев, она пыталась обратить ко Христу сына своего Святослава, но тот слишком любил воинскую славу и думал только о битвах. Но все же он не препятствовал желающим принимать Христову веру. А она, по словам летописца, «молилась за сына и народ свой день и ночь». Прожив после крещения своего 12 лет, Ольга почила в 969 году. Мощи ее были обретены нетленными при внуке ее св. кн. Владимире, который положил их в Десятинном храме. То был первый случай открытия св. мощей на Св. Руси. Но в начале 18 века, вследствие несчастных обстоятельств, мощи ее были сокрыты неизвестно где.

В день 12-го июля празднуется память первых мучеников на Руси Феодора и сына его Иоанна. В благодарность за победу над ятвягами решено было принести в Киеве жертву идолам. Жребий пал на прекрасного юношу-христианина по имени Иоанн, но отец его Феодор воспротивился, сказав пришедшим взять его: «ваши боги не боги, а дерево, ныне целое, а завтра и истлевшее; они не едят, не пьют, не говорят, а сделаны руками из дерева; Бог един, Которому служат и покланяются греки. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. — А эти боги, что сотворили? Сами сотворены они. Не дам сына своего бесам». Разсвирепевшие язычники подсекли сени дома, на которых стояли отец и сын и умертвили их (984 г.). Так было начато исповедничество и мученичество на Русской земле.

В тот же день вспоминается преставление блаженного Серапиона, епископа Владимирского, который проводил подвижническую жизнь в Киево-Печерской обители в самое печальное время нашествия Батыя и начала татарского ига на Руси (1240 г.). Возведенный в архимандриты Лавры он прославился своими поучениями, в которых призывал к покаянно и сокрушению о грехах, и вскоре Митрополитом Кириллом с сонмом архипастырей был посвящен во епископы для г.г. Владимира и Нижнего Новгорода. До нас дошли его замечательно-сильные поучения, в которых он указывал, что нашествие татар было наказанием русским людям от Бога за их грехи, обличал грешников и звал к покаянию. Скончался в 1275 году и погребен во Владимирском Успенском соборе.

В тот же день прославляется блаженная кончина преподобного Арсения Новгородского. Вступивши против своей воли в брак, он оставил жену и удалился в Новгород, где проводил строгую подвижническую жизнь в молитве и посте. С помощью благочестивого благодетеля он построил в 1562 году новый монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на правом берегу р. Волхова, где принял иночество и продолжал свои подвиги, нося вериги. Последние годы жизни провел в затворе и скончался в 1570 году. Обретены были его нетленные мощи, от которых истекали исцеления: они были перенесены в храм Кириллова монастыря, где покоились до последнего времени, и там был сооружен придел в честь его.

В тот же день вспоминается мученическая кончина убиенного злодеями преподобного Симона Воломского (1641 г.), подвизавшегося в Пинегской Макариевской обители, а затем в Воломском лесу, где 5 лет прожил один, питаясь лишь овощами. Когда стали являться к нему желавшие подражать ему в его подвижнической жизни, он построил храм в честь Креста Господня и в 1620 году был посвящен в настоятеля своей обители. И как настоятель, он служил для всех примером трудолюбия, сердечной простоты, поста и молитвы. В 1641 г. его злодейски умертвили разбойники из крестьян, требовавшие выдать им царскую грамоту на землю обители. От мощей его происходили чудеса исцелений.

В день 14-го июля прославляется преставление Стефана Махрищского, который родился в Киеве и принял иночество в Киево-Печерской обители, где и подвизался в течение ряда лет в послушании и молитве. Но ища уединения и стремясь к подвигу безмолвия, он удалился в местечко Махрище в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры, и тут возникла, благодаря его трудам, новая обитель Св. Троицы, в которой он был сделан игуменом (1358 г.). Вследствие ненависти соседних владельцев земли, он, будучи кротким и смиренным, ушел оттуда в глухой Вологодский лес на р. Авнеже и там основал пустынную обитель Св. Троицы. Великий князь Димитрий Иванович, почитавший его, вновь вызвал его в Махрищскую обитель, где и скончался в 1406 г., приняв схиму. Мощи его были обретены нетленными, и от них совершалось много чудесных исцелений.

В день 15-го июля празднуется память преставления святого равноапостольного князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия, Просветителя Руси. Он был внуком «преблаженныя Ольги», сыном язычника князя Святослава, и сам в начале был язычником, отличаясь властолюбием, страстью к битвам, был ревностным приверженцем идолопоклонства и предавался чувственным удовольствиям. Но когда сердца его коснулось веяние благодати Божией, он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. Выслушав приходивших к нему представителей разных вер, он пленился речами греческого монаха-философа и в 988 году принял св. крещение в г. Корсуни в Крыму. По возвращении в Киев, он уничтожил идолов и обратил в православно-христианскую веру киевлян, положив тем начало распространению веры Христовой по всей Русской Земле. Всю дальнейшую жизнь он проводил в подвигах христианского благочестия и в трудах по просвещению русского народа светом истинной христианской веры, которую возлюбил всем сердцем. Он строил храмы, устраивал при них училища, учреждал больницы, богадельни и странноприимницы, отпускал на волю рабов и выкупал должников и пленных. Велико было его истинно-христианское милосердие ко всем страждущим, больным и бедным, для нищих он устраивал общие трапезы. «Боюсь греха», говорил он, когда духовные отцы внушали ему, что он должен не только миловать, но и наказывать преступников. Был он истинным отцом для своих подданных и заслужил от них прозвание «Красного Солнышка». Нельзя по достоинству оценить все те благодеяния, какие оказал России св. кн. Владимир, которого наша св. Церковь именует «Вторым Константином», «отцом Российским» и «наставником нашим», «российской похвалой», «начальником благочестия и проповедником веры» и призывает «хвалами и песньми духовными венчать его», ибо Человеколюбец Господь дал ему «Соломонову мудрость, Давидову кротость и Апостольское Православие», прославляя его за то, что он «не от человек звание свое приял, но яко чудный Павел сие свыше от Христа Бога».

Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 года и был погребен в построенной им Десятинной церкви в Киеве. Св. мощи его были обретены нетленными в 1636 году. Честная глава его хранилась до последнего времени в Софийском соборе в Киеве, а малые частицы — по всем местам России.

В день 17-го июля чествуется преставление преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, который приняв пострижение в Соловецкой обители, за свои труды и высокие добродетели был поставлен ее игуменом в 1614 году. Он много потрудился над устройством этой знаменитой русской обители, имевшей громадное духовно-просветительное значение для всего нашего северного края, и даже государственное, в деле защиты его от врагов. Преп. Иринарх был высоким примером духовной жизни для всей братии, отличался снисходительностью и кротостью к другим и строгостью к самому себе. Проведя последние два года своей жизни в подвигах безмолвной молитвы, он блаженно почил о Господе в 1628 году. Мощи его почивают под спудом, но не раз он являлся братиям с чудесной небесной помощью.

В тот же день чествуется преставление преподобного Леонида Устьнедумского. Постриженный в Кожеозерском монастыре, он подвизался потом в монастыре Соловецком, откуда перешел в Моржевскую пустынь. Повинуясь бывшему ему сновидению, он, с благословения игумена взял икону Одигитрии и на реке Лузе в 80 верстах от г. Устюга устроил себе хижину из хвороста, а затем — келлию и часовню и в 1608 г. соорудил храм во имя Введения Божией Матери. Во время своего труда он был ужален змеей, но с упованием на Бога старался не думать о последствиях этого и остался жив и здоров. По этому случаю, он назвал прокопанный им здесь канал Недумой-рекой, а обитель, возникшая на этом месте, получила название Усть-Недумской. Эта обитель получила громадное значение в этом диком краю, населенном Пермяками, и они считают его своим просветителем. Свою подвижническую жизнь преп. Леонид закончил на 100 году от рождения 17 июля 1654 г.

В день 18-го июля празднуется память преподобного Иоанна Печерского Многострадального, который явил собой пример тяжкой борьбы с плотской похотью, закончившейся славной победой, при совместном действии его твердой воли и благодати Божией. С целью побороть в себе плотскую похоть, он томил себя голодом и жаждою, носил тяжелые вериги, несколько лет безысходно жил в тесной пещере и, наконец, закопал себя в землю по плечи в пещер преп. Антония, в каковом положении и преставился около 1160 года.

В тот же день — память преподобного Леонтия Кариховского, который основал близ Новгорода монастырь Карихов, где и скончался в 1492 году.

В день 19-го июля празднуется прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца, величайшего подвижника и молитвенника, близкого к нашему времени (почил в 1833 году), но по духу и подвигам подобного древним отцам-подвижникам первых веков христианства. Родом из г. Курска, купеческого звания, он «от юности возлюбил Христа» и, получив благословение своей благочестивой матери, направился в Киево-Печерскую Лавру, откуда старец Досифей направил его в Саровскую пустынь, где и протекала вся его подвижническая жизнь в трудах молитвы и послушания. Взяв на себя подвиг столпничества и затворничества, он, по повелению Божией Матери, принял на себя, открыв затвор, и подвиг старчества, сделавшись духовным руководителем всех притекавших к нему за помощью со всех концов Русской земли, «и никтоже от него тощ и неутешен отъиде», как читается в составленной ему молитве, ибо все получали от него и духовное утешение и необходимое наставление. Старец Серафим весь сиял радостью и передавал эту радость другим, внушая никогда не унывать, не падать духом и всегда призывать Имя Божие в непрестанной молитве. Он учил, что цель христианской жизни состоит «в стяжании Духа Святаго, Божияго» и что больше всего для этого дает молитва, которая есть «непобедимая победа». Наша св. Церковь чтит его, как «избранника возлюбленнаго Божия Матере», ибо Матерь Божия 12 раз являлась ему. «О, радосте наша, Серафиме преподобне!» — так славит его Церковь: «великия твоя пустынныя подвиги и труды, и сладость учения твоего почитаем, имиже многия приходящия к тебе просветил еси, и научил еси воспевати Единосущную Троицу».