«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В тот же день прославляется память преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Он известен, как жизнеописатель св. угодников Печерских († 1182 г.).

В день 25-го июля празднуется память преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца, который 12-ти лет от роду покинул родительски дом и принял пострижение в Нижегородской Печерской обители. Только через 3 года родители узнали, где он. Отец пришел повидаться с ним, но Макарий позволил себе разговаривать с ним лишь из-за стены, обещая, что увидится с ним в будущей жизни. По просьбе отца, он все же протянул ему свою руку. Отец поцеловал его руку, протянутую чрез окно, и возвратился домой. «Бегая мiра» и тяготясь славою своих подвигов, преподобный Макарий удалился из обители на берег Волги и стал проводить пустыннический образ жизни, но не избежал желавших спасаться под его руководством и основал здесь во имя Св. Троицы иноческую обитель, названную Желтоводской по близ находившемуся озеру Желтые Воды. После разорения этой обители казанскими татарами, он переселился в Галичскую страну и здесь на берегу озера Унжи основал новую Унженскую обитель, в которой и почил о Господе в 1444 году. Мощи его, прославившиеся многими чудесами исцелений, были открыты в 1620 году.

В тот же день прославляется память преподобного Христофора, ученика преп. Лонгина, который был основателем Христофоровой Богородицкой пустыни в 27 верстах от Сольвычегодска Вологодской губернии в 16-м веке.

В день 26-го июля чествуется память преподобного Моисея Угрина, который был слугой св. страстотерпца князя Бориса. После смерти св. князя он один уцелел из его свиты и скрылся у Предиславы, сестры свв. князей. В 1018 г. тесть Святополка Окаяннаго польский король Болеслав овладел Киевом, но преследуемый князем Ярославом, ушел в Польшу, захватив с собою пленных, в том числе и Моисея, где он 5 лет томился в оковах. На красивого юношу обратила внимание знатная и богатая полька, которая стремилась склонить его к преступной плотской связи с нею, но он презрел все ее ласкания, угрозы и муки, за что был подвергнут от нее увечьям и с позором изгнан. Придя в Киев к преп. Антонию, Моисей поселился в пещере и подвизался в посте и молитве до самой своей кончины в 1043 году. За великую победу над нечистой плотской страстью, Бог даровал ему власть врачевать эту страсть и в других.

В день 27-го июля празднуется память блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. От самой юности своей он проводил добродетельную жизнь, но, услышав однажды похвалу своим добродетелям, ради смирения, принял на себя подвиг юродства Христа ради и стал в рубище бегать по Новгороду, терпя побои, обиды и насмешки, чтобы не поддаться чувству горделивого самопревозношения. Представляясь непримиримым врагом другого Новгородского юродивого блаженного Феодора, он этим наглядно обличал новгородские междоусобия. Однажды он, как посуху, пошел по р. Волхову, бросая в блаж. Феодора кочан капусты, отчего и получил прозвание Кочанова. Прославился прозорливостью и чудесами и почил в 1392 году.

В тот же день чествуется преставление св. Иоасафа, Митрополита Московского, который принял иночество в обители преп. Сергия и с 1529 года был игуменом ее, а в 1539 году был избран в Митрополита Московского. Он самоотверженно старался положить предел безчинству и насилиям бояр Шуйских и навлек на себя такую страшную их ненависть, что по их проискам был сослан в Кириллов монастырь, а затем в Сергиеву Лавру, где и скончался в 1555 году, после многих оскорблений, перенесенных им от сосланных сюда в наказание лиц. Он прославился исправлением книг и переписыванием житий святых.

В день 29-го июля чествуется память преп. Константина Косинского, ученика преп. Варлаама Хутынского, основавшего монастырь на Косе между двух рек Полистью и Снежною в 8 верстах от г. Старая Русса. После многих подвигов он скончался в 1240 году.

В тот же день память преподобного Романа Киржачского, ученика преп. Сергия и строителя монастыря на Киржаче. Он был примером жизни для иноков и мирно скончался в 1392 г.

В день 30-го июля празднуется обретение мощей преподобного Германа Соловецкого, который вместе с преподобным Зосимою положил начало знаменитой Соловецкой обители, после того как первоначально подвизался отшельником на р. Выге. Он 50 лет провел в подвигах на холодном острове, терпя всякие невзгоды и лишения и скончался в 1479 году в Новгороде, куда поехал по делам обители. В 1484 году св. мощи его были обретены нетленными.

Вот какое большое число святых, в земле Русской просиявших, прославляется в одном только июле месяце! Тот не русский человек, кто не знает и не чтит этих святых угодников Божиих, своих сродников по плоти, и не призывает их в своих молитвах. Ведь они — эти угодники Божии — наша слава, наша честь, наша похвала и наша могущественная благодатная помощь во всех бедах и напастях, постигающих нас в этой многотрудной временной жизни, в наше время особенно многобедственной и грозящей нам не только телесной, но и душевной гибелью. И вместо того, чтобы тратить время на пустое чтение газет и суетных книг, отравляющих душу духовным ядом, всем нам, русским людям, следовало бы посвящать больше времени на чтение глубоко-назидательных житий этих наших дивных и славных соплеменников и вникать в их Богоугодную жизнь, стремясь, по силам нашим, брать пример с них и подражать им в самом главном для всех нас — в том, что «едино есть на потребу».

Без этого тщетны наши надежды на спасение нашей Родины-России и на возрождение русского народа к новой светлой жизни, после постигшего его за Богоотступничество безбожного кровавого кошмара.

«Господи, спаси мя!»

(Mф. 14, 30).

Мысли в неделю 9-ую по Пятидесятнице