«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Евангельское чтение недели 9-ой по Пятидесятнице, именуемое обычно «Хождение по водам», повествует нам о действительном событии, имевшем место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но оно, как впрочем и все в Евангелии, имеет и символическое значение, исполненное глубокого назидательного смысла. Об этом свидетельствуют и наши церковные песнопения, именующие нашу земную жизнь «житейским морем» (см. ирмос 6-й песни воскресного канона 6-го гласа), а прохождение ее нами уподобляют «хождению по водам» или «плаванию на корабле» (см. ирмос 6-й песни воскр. канона 7-го гласа), сопряженному со многими опасностями, грозящими нам гибелью.

«Житейское море, воздвизаемое напастей бурею» — вот что такое наша временная земная жизнь, как мы это часто слышим в храмах наших за Богослужениями.

И, в самом деле, как много общего у нашей земной жизни — этого «житейского моря», — постоянно волнующегося, колеблющегося и неверного, — с обыкновенным морем, а особенно в наше исключительное время, когда в современной жизни свирепствуют такие неистовые бури страстей греховных, о каких всего лишь сотню лет тому назад нельзя было и думать, какие нашим дедам и не снились!

Разве можно было тогда себе представить, чтобы нашу Родину Россию мог бы охватить такой жуткий кровавый кошмар, который стоил ей миллионы жизней лучших ее сынов?!

Разве можно было бы тогда вообразить себе возникновение таких страшных кровопролитных войн, при таком огромном многолюдстве участников, как первая мiровая война, или еще более жуткая, еще более разрушительная и безпощадно-жестокая вторая мiровая война, когда так страдали и страшной смертью погибали ни в чем неповинные мирные жители, женщины и дети и когда распоясались все самые худшие и низменные инстинкты падшей человеческой природы?!

А ведь теперь готовится еще более жуткая и страшная, всеуничтожающая третья мiровая война, которую называют «атомной» или «ядерной» — которой все так боятся, но и о неизбежности которой все постоянно твердят и к ней усиленно приготовляются.

И что бы ни говорили лукавые совопросники, уверяющие, что «всегда так было» и «ничего особенного в мiре сейчас не происходит», таких страшных «бурь» за всю прошлую историю человечества «житейское море» еще не знало. И многие не без основания думают, что наступает уже конец. А для людей верующих особенно ясно, что конец в результате всего этого должен наступить, как предрекает о том Слово Божие, и именно такой страшный конец (см. видения Апокалипсиса).

Интересно отметить, что многие, возмущавшиеся нами прежде, зачем это мы все пишем и говорим о приближении конца, теперь, наблюдая все происходящее за последние годы в мiре, сами уже начинают приходить к мысли, что конец приближается.

Но он — этот конец — может быть, еще и не так близок, ибо «Щедр и Милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8). Он долготерпит о нас, не желая, чтобы кто-либо из нас погиб, но чтобы все в познание истины пришли (1 Тим. 2, 4), и ждет нашего покаяния и обращения к Нему (см. 2 Петр. 3, 3-10).

Знает это враг нашего спасения и возбуждает в «житейском море» ветры всевозможных ложных учений, которые, как и обычные ветры в море, препятствуют благополучному плаванию, отклоняя от правого пути, и мешают невозбранно достигнуть «тихого пристанища».

И сколько теперь появилось таких ложных учений, которые пытаются извратить, заменить или подменить единственно-спасительное подлинное учение Христово о вере и благочестии! Нет числа им! Приходится только удивляться тому, как легко даже самое нелепое из этих лжеучений находит себе последователей. И дробятся, дробятся, без конца дробятся люди на всевозможные партии, секты, ереси, «деноминации» и «юрисдикции», вместо того, чтобы быть едиными во Христе Спасителе нашем, Который, пред совершением за нас Своего крестного подвига, молился за нас Отцу Своему Небесному именно о таком полном и совершенном единении нашем: «Да будут вси едино, якоже Ты, Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21) и как поет св. Церковь «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (Чин Божественной литургии).

С первых веков христианства начали появляться эти ереси, но в начале они были более грубы и примитивны и сравнительно легко поддавались изобличению их Святыми Отцами на Поместных и Вселенских Соборах, которые и выработали несомненное и ясно-формулированное учение Церкви на основании того, «во что веровали повсюду (ubique), во что веровали всегда (semper), во что веровали все (ab omnibus)» (Преп. Викентий Лиринский).

Но вот прошла столь плодотворная для Церкви эпоха Вселенских Соборов, а лжеучения не переставали появляться, иногда с повторением прежних еретических искажений христианства, иногда с разного рода новшествами, зачастую более тонкими и лукавыми, чем ереси первых веков, а потому и не так легко поддававшимися разоблачению, а главное — не было уже той высокой инстанции, для всех авторитетной, которая бы предала их решительному осуждению. И теперь находятся люди, и даже в числе священнослужителей и иерархов Православной Церкви, которые не хотят признавать еретиками латинян-римокатоликов и протестантов только потому, что лжеучения их, часто слишком явные и очевидные, не были торжественно осуждены на Вселенских Соборах. Да и как это могло бы быть, когда последний Седьмой Вселенский Собор состоялся в VIII веке, западная римо-католическая церковь отпала от Православной Церкви в XI веке, а протестантизм появился уже совсем поздно — лишь в XVI веке?

Но значит ли это, что если эти заблуждения и извращения истинного христианства не осуждены так гласно и торжественно, то они тем самым могут и должны признаваться православными или приемлемыми для православного сознания?