«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Конечно, нет!

В данном случае, при оценке этих новейших заблуждений и извращений истинного христианства, мы должны пользоваться теми высоко-авторитетными для нас материалами, тем духовным наследием, которое осталось нам от деяний Поместных и Вселенских Соборов и от Святых Отцев Церкви, бывших участниками этих Соборов, вдохновлявших их постановления, и прославившихся святостью жизни и непоколебимым стоянием в Православии.

Для нашего православного сознания, поскольку мы духовно воспитаны на тщательном чтении и изучении Слова Божия и творений Святых Отцев, одинаково неприемлемы и новшества римского католицизма и ниспровергающие самые основы учения о Церкви заблуждения протестантизма, ибо все эти новшества и заблуждения не имеют для себя решительно никаких оснований ни в Священном Писании ни в Священном Предании, голос которого как раз и выражают Святые Отцы и авторитетность которых признана прославившей их Вселенской Церковью.

Неприемлем для нашего православного сознания ни нездоровый западный мистицизм, заключающий в себе не более как «бесовскую прелесть», ни все подвергающий убийственной критике столь же нездоровый рационализм, стремящийся все в истинах нашей святой веры истолковать и объяснить «по-своему», с помощью своего самопревозносящегося «разума», вопреки ясному многовековому учению Св. Церкви.

Переживаемый нами многобедственный двадцатый век в особенности ознаменовался появлением целого ряда всевозможных новаторских учений, взявших на себя неблагодарную задачу «обновить» Православие уже внутри самой нашей Православной Церкви. В наше время каждый, не только сколько-нибудь образованный богослов, но и профан, ничего не смыслящий в богословии, берет на себя смелость «философствовать» и наводить критику не только на великих Отцов Вселенской Церкви, но и на самое Слово Божие, с полной безаппеляционностью и необыкновенной самоуверенностью, критикуя все то, чем всегда жила наша Св. Церковь и спасали свои души для вечности многие великие подвижники вплоть до «радости нашей» преподобного Серафима Саровского и всероссийского пастыря св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Неужели и они, прославившиеся святостью своей жизни почти на наших глазах, заблуждались и теперь пришло время все в учении нашей Св. Церкви «исправить» и переделать?

Вот какие «противные ветры» усиленно стали дуть в последнее время на разбушевавшемся «житейском море», грозя потоплением каждому неосторожному, полагающемуся только на самого себя, на свой собственный «разум», на свои собственные силы!

И мы не должны забывать, что и в «житейском море» есть свои «подводные камни», свои «рифы» и «мели», о которые разбиваются все наши планы и соображения, все наши мечты и надежды, столь часто весьма неразумные, основанные на «самости», а не на твердом камени исповедания Христова.

И как в обыкновенном море, «великом и пространном», водятся всевозможные «гады, ихже несть числа, животная малая с великими» (Пс. 103, 25), так и в «житейском море» встречаются на нашем пути к «тихому пристанищу» всевозможные прожорливые хищники, акулы, которые пожирают, проглатывают всякаго неосторожного и слишком самоуверенного.

Вот, сколько опасностей поджидает нас на каждом шагу при плавании или хождении по «морю житейскому»!

И эти опасности гораздо страшнее, чем на обыкновенном море, ибо там грозит нам лишь смерть телесная, а «житейское море» угрожает нам смертью духовной — вечной погибелью. Поэтому, что бы мы ни делали, чем бы ни занимались в жизни, нам необходимо постоянно возгревать в своей душе сознание опасности своего положения, памятуя предупредительные слова Апостола: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане сопостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Петр. 5, 8).

А теперь такие «сопостаты» в образе человеческом всюду окружают нас в современной жизни, а особенно в больших городах, исполненных, уже кажется, в высшей мере и духовного и телесного растления.

Как же нам не «трезвиться» и не «бодрствовать» сугубо?

Если бы мы всегда, не закрывая своих глаз на все то, что сейчас происходит, отдавали себе полный отчет в том, сколь безчисленным опасностям мы подвергаемся, совершая свое плавание или шествуя по волнам «житейского моря», то мы никогда и ни в чем не допускали бы себе беспечности и легкомыслия, как это, к несчастию, делает большинство современных людей, даже принадлежащих к Православно-Христианской Церкви и ясно понимали бы, что только Один Господь, простерший Петру «высокую Свою мышцу» (ирмос 6-й песни воскр. канона 3-го гласа), может спасти нас от потопления и всех этих опасностей и ввести в «тихое пристанище».