«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И в этом-то слишком позднем и безплодном раскаянии и будет заключаться главная острота и боль страшных адских мучений!

Не Бог наказывает человека, ибо Он Никому не желает погибели, но «хощет всем человеком спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4), а сам человек наказывает себя своим неразумием и непростительным легкомыслием. Загробное воздаяние — ведь это не что иное, как естественное следствие того душевного настроения, которое создал себе человек за время своей земной жизни — это его законное наследство, его кровное достояние, которое останется с ним навеки, как его неотъемлемая собственность.

Вот и разсуди каждый! Что лучше копить себе: чистые светлые радости, добрые дела, святые мысли и чувства или же — гадкие, омрачающие душу страсти, скверные дела, грязные, постыдные мысли и чувства?

Что кто накопил в своей душевной копилке, с тем и предстанет на суд, с тем и перейдет в вечность!

Как же нам быть и что нам делать, дабы не погибнуть навеки?

В неделю Мясопустную, перед наступлением Великого поста, Церковь нас и поучает, что мы должны делать:

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых»... Не отклонять от себя мысль о Страшном Суде, а наоборот — постоянно помышлять о нем и оплакивать свои лукавые деяния, свои грехи. Плакать о них нужно и каяться!

«Блажени плачущии, яко тии утешатся» — обещает нам Господь (Матф. 5, 4). Такова сила искреннего, нелицеприятного покаяния, что оно изглаждает все грехи, и самого великого грешника может представить на суд безгрешным праведником. Для того-то св. Церковь и приводит нам на память Страшный Суд перед наступлением Великого поста, чтобы мы использовали, как должно, это «время благоприятное» для покаяния.

Итак, не будем лукаво мудрствовать, а воспользуемся наступающим Великим постом, чтобы принести искреннее покаяние во всех неправдах наших, исправить свою жизнь и быть готовыми безстрашно предстать пред лицем Праведного Судии в день он страшный, который, по слову Писания, найдет, «как сеть на всех живущих по всему лицу земли» (Лк.21, 34-35).

ПОЧЕМУ ДОЛЖНЫ МЫ ПОСТИТЬСЯ?

"Постное время светло начнем!.."

(стихира на вечерне).

Многие в наше время задают этот вопрос: "почему Церковь требует, чтобы мы постились?" Одни — вообще не зная и не понимая, для чего установлен пост, и пренебрегая им совсем, другие — свысока и высокомерно отвергая его и смотря на постящихся, как на каких-то "отсталых людей", чуть ли не изуверов.

Между тем, пост — чрезвычайно-важное установление нашей св. Церкви, нужное и высоко-полезное и для души и для тела,

И всегда это так было, а в наше нездоровое время особенно — нет людей вполне здоровых и душою и телом. Мы все — люди больные, в большей или меньшей степени, а пост — это курс лечения для наших больных душ, а в то же время — и для тела. Нужно только правильно понимать его смысл и значение и разумно пользоваться им.

Мы все унаследовали больную природу от наших прародителей, осмелившихся дерзко нарушить данную им заповедь Божию и впавших в двойной грех — непослушания и невоздержания чрез вкушение запрещенного плода, и сами продолжаем так же грешить, омрачая свою душу и разстраивая одновременно здоровье тела, тесно связанного с душою.

Величайшая ошибка и заблуждение — считать себя вполне нормальными и идеально-здоровыми людьми!

Мы — больны, и больны при том самым злейшим недугом — грехом, происходящим от гордости и самолюбия, который поражает и душу и тело. Надо понять это и глубоко сознать всю бедственность такого нашего состояния, ибо ведь от греха и первоисточника его бесовской гордости — все зло на земле, а в будущей жизни он уготовляет нам вечные нескончаемые муки.

Как же не желать нам вылечиться?