«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это ясно выражено в церковной стихире, которая поется в первый же день Великого поста на вечерне:

"Истинный пост есть злых отчуждение," то есть: отчуждение себя от всякаго зла, "воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный".

Отсюда ясно, чти если кто-нибудь воздерживается от ядения мяса, молока, сыра и яиц, но не воздерживается от делания зла ближним, не удерживает своего языка от злословия и празднословия, не обуздывает своей ярости (раздражительности и злобы на ближнего), не пресекает своих похотей, не отказывается от наговоров (сплетен), лжи и клятвопреступства, — пост такого человека не может почитаться постом истинным и угодным Богу. "Что толку," говорит один из наставников христианского благочестия: "что толку, если ты не ешь мяса, а ближних твоих угрызаешь?"

Вот как учит Церковь о посте, и совершенно напрасно неверующие и враги Церкви приписывают ей, будто она требует только одного телесного поста, и в нем видит весь смысл пощения!

Наоборот: Церковь никогда не требовала и не требует строгого телесного воздержания от больных и немощных, считая, как выражается один из великих подвижников преп. Варсануфий, что "болящему Бог вменяет его болезнь, вместо поста — тому, кто переносит ее с терпением и благодарит Бога. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это," ибо "не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых" (Вопросы 168 и 169).

Само собой разумеется, если болезнь есть действительная болезнь, а не мнимая и воображаемая, почему в таких случаях надо испрашивать совета и благословения своего духовника.

Правило Апостольское 69-ое, требующее от всех соблюдения установленных Церковью постов, освобождает, однако, от необходимости поститься тех, у кого есть препятствие со стороны "немощи телесной". Повторяем еще раз, что никаких льгот православный христианин не должен допускать себе сам, самовольно, а всегда обращаться за всеми советами, касающимися духовной жизни, к своему духовнику.

Замечательно сильно и вразумительно говорят многие Святые Отцы о значении поста.

"Пост — колесница, возносящая на небо," учит преп. Ефрем Сирин; "пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост — путь к покаянию".

"Пост — отвержение всего, что услаждает вкус," учит сам величайший постник преп. Иоанн Лествичник: "погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной безчувственности, дверь умиления, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, врата рая и небесное наслаждение."

"Пост — время небеснаго врачевания," говорит св. Амвросий Медиоланский: "время пробуждения души от греховнаго сна и преступной безпечности о своем спасении. В это время душа каждаго из нас, человека грешнаго, как бы пробуждается от дремоты, находясь в которой она забыла о своем спасении, была более чем равнодушна к нему... Всматриваясь, она видит вокруг себя мглу, застилающую от нея лучи божественной благодати. Св. Церковь приходит на помощь к смущенной душе: "Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния!.." "Пост есть время, в которое мы можем очистить всю скверну пороков и уврачевать все язвы беззаконий, усердно прося Врача душ наших, чтобы Он помог нам соблюсти заповеди, трудныя для соблюдения..."

"Примите пост, бедные." так взывал св. Василий Великий: "он разделит с вами и обитель и трапезу. Примите его, богатые: он уврачует вас от вреда, причиняемаго пресыщением. Примите его, больные: это — мать здоровья. Примите его здоровые: это — хранитель вашей телесной крепости. Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела. Радостно примем пост!"

"Постящийся," говорит св. Иоанн Златоуст: "легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавыя вожделения погашает, умилостивляет Бога, душу смиряет..." "Молящийся и постящийся имеет два крыла, легчайшия самых ветров; молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротен, как многие этим страдают, но бывает подвижнее и сильнее огня, выше земли, а таковый, по преимуществу, бывает врагом и ратником бесов..."

Интересно, как говорит св. Златоуст о тех, которые по немощи не могут поститься: "Если не можешь поститься, то можешь не наслаждаться, — а это уже немалое любомудрие, недалеко от поста отстоящее..."