«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Бодрствуйте, стойте в вере мужайтеся, утверждайтеся!»

(1 Коринф. 16, 13)

Содержите Христианство все, как оно есть

и хранится в Церкви Христовой, и твердо стойте

в нем, не покушаясь изменять, или отменять что

в нем, а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его!»

(Еп. Феофан — «О Православии».)

Приближается к концу св. Четыредесятница — время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа — преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской.

Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к христианскому совершенству, в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей.

Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример истинного и действенного покаяния, которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него.

И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение.

И тут, сверх замечательных событий, совершившихся в эти поистине пречестные дни, и исключительных по глубин и силе последних речей и наставлений Господа, св. Церковь обращает наше внимание на страшный, зловещий образ одного из ближайших учеников Господа, удостоившегося избрания в число Двенадцати, но ставшего предателем — Иуды Искариотского. Каких только красноречивых слов и выражений ни употребляет она в своих песнопениях в эти дни, чтобы ярче и наиболее отталкивающим образом охарактеризовать его мрачную личность!

«Дышя же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе»... так поет Церковь в Великую Среду на утрени: «Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, лестно поучашеся»...

«О слепотнаго сребролюбия, нечестиве... отчаянием бо сам себе удавил еси, вжегся, предателю!...»

«Иуда раб бываше врагу...»

«О Иудина окаянства! зряше блудницу, целующую стопы, и умышляше лестию предания целование. Оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мiра злосмрадную злобу...»

«Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребренники».

«Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнен, несмысленный Иудо... заключил еси жестокаго твоего сердца утробу,» так восклицает Церковь в Великую Среду на повечерии:

«Лобызаеши и продаеши, Иудо, целуеши и не стыдишися, лестию притекий! Кто ненавидя лобызает, преокаянне, кто любя продает на цене? Лобызание твоего безстуднаго злосоветия обличает произволение».