06_Дополнительный том 1

В 1935 году протоиерей Иоанн Янушев был назначен в храм Успения Пресвятой Богородицы в поселке Вешняки7.

16 ноября 1937 года отец Иоанн был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в городе Москве. 23 ноября начались допросы.

— В Царской армии служили? — спросил следователь.

— Нет.

— Вы были судимы?

— Да, я судился в 1937 году за крещение ребенка без согласия родителей и присужден к одному году принудительных работ. Кассационная коллегия меня оправдала.

— Следствие располагает материалом, который вас изобличает как контрреволюционера, ведущего пропаганду против существующего советского строя. Признаете ли это?

— Нет, я это не признаю.

— Следствие от вас требует искренних показаний о вашей контрреволюционной деятельности, дайте по этому вопросу показания.

— Я контрреволюционной деятельности никакой не проводил.

— В предъявленном вам обвинении виновным себя признаете?

— Виновным себя не признаю.

Вызванные следователем на допросы лжесвидетели рассказали следствию, что знают отца Иоанна как человека, настроенного антисоветски.

Одна лжесвидетельница показала, что в сентябре 1937 года будто бы беседовала с отцом Иоанном около станции Вешняки. Речь зашла о конституции, по поводу которой священник сказал: «Конституция написана красивыми фразами, коммунисты только и способны писать красивые декларации и кричать на каждом углу о всеобщих выборах, о демократии, о признании свободной религии. А те же коммунисты закрывают церкви, на каждом шагу выступают против верующих и не дают возможности отправлять религиозные обряды, родителям не дают возможности крестить младенцев, а окрестишь, так осудят. Это не жизнь, а гонение на православных. Пышными фразами конституция написана для

того, чтобы заслужить доверие среди народа, которого коммунисты не имеют. Но все равно коммунистам, гонителям православных, с их конституцией скоро придет конец».

1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.

Протоиерей Иоанн Янушев был расстрелян 8 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. В день расстрела фотограф Таганской тюрьмы сфотографировал его, чтобы при массовых расстрелах, которые производились в это время, палач не ошибся.

ИСТОЧНИКИ:

ГАРФ. Ф. 10035, д. 19512. АМП. Послужной список.