06_Дополнительный том 1
НКВД, сфотографировав ее в схимническом облачении, сочли это существенной уликой, подтверждающей эту преступную деятельность.
Схимонахиня Рафаила «проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям... распространяет... слухи... о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, монахов, верующих. Так, она в церкви Знамения у Крестовской Заставы говорила, что советская власть — это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам». Во время голосования в Верховный Совет она своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают, что разрушать православную веру».
14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила схимонахиню Рафаилу к расстрелу. Схимонахиня Рафаила (Вишнякова) была расстреляна 17 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77438.
МУЧЕНИК
Василий (Иванов)
^(/ученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончил городское училище. С ранних лет начал он обучаться кузнечному делу у своего отца и всю жизнь тоже проработал кузнецом. До революции 1917 года им была организована кузнечная мастерская, в которой трудилось десять человек. До 1920 года в его владении было два дома, которые он сдавал в аренду жильцам, — в этом году дома были национализированы. С 1925 года он сам стал их арендовать и арендовал до 1928 года. С 1925 по 1928 год у Василия Сергеевича была кузнечная мастерская, где работало два-три человека. Василий Иванов многие годы состоял членом церковноприходского совета храма Николы Студенцы, что на Таганской улице в Москве.
Василий Сергеевич был арестован 26 апреля 1932 года по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырский изолятор в Москве. На допросе следователь ОГПУ Булыжников спросил его:
— Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Нет, не признаю.
Следователем был вызван в качестве свидетеля некто Самсонов, проживавший в одном доме с Василием Ивановым на Большой Калитниковской улице в Москве. Рассказав, что ему извест-
но о жизни Василия, он закончил свои показания тем, что охарактеризовал его как человека, настроенного против советской власти, принимающего «активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам».
Постановлением тройки ОГПУ 22 июня 1932 года Василий Иванов был приговорен условно к высылке в Северный край сроком на три года. Несмотря на арест и заключение, Василий Сергеевич продолжал исполнять должность церковного старосты.
Во время очередных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов, когда безбожные власти поставили своею целью физически уничтожить служителей Церкви и активных мирян, закрыть оставшиеся храмы, Василий Иванов был арестован 17 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Справку на арест выписал тот же Булыжников, занимавший в это время должность начальника 8-го отделения НКВД.
28 января начались допросы.