Статьи и проповеди(с 4.12.2008 по 28.10.2010 г.)

Какой бы исторический документ (история - это работа с документами) нам не пришлось прочесть, какой бы факт мы не анализировали и какой бы артефакт не держали в руках, мы всегда имеем дело с теплыми следами человеческой жизни.

Люди прошлого, даже самого отдаленного, не были ни глупее, ни хуже нас. Новейшая эпоха вселила в нас хамское высокомерие по отношению ко всему без исключения человечеству, жившему в далекие и непонятные для нас времена. Разменявши жизнь на мелочи, утонув в этих мелочах, человек может думать, что все, кто не имел под рукой эти мелочи, были глупы, слабы и несчастны. Под мелочами я имею в виду бытовые удобства, новейшие способы передвижения и обмена информацией. Успехи хромого человечества в разработке подобных технических «костылей» огромны. Но забывать не следует, что это лишь «костыли», что это новшества, происходящие на периферии жизни. Ядро жизни осталось неизменным. Человек тоскует, ищет любви, поет, плачет, страдает, боится смерти. В этом смысле ничего не изменилось, и голос Христа обращен к той сердцевине человеческого существа, которая всегда и у всех одинакова.

Если мы попробуем поставить себя на место человека жившего давно, не только до мобильной связи, но даже до двигателя внутреннего сгорания или до эпохи всеобщих избирательных прав; если мы постараемся сердцем пережить какую либо нравственную коллизию, известную по литературе или истории, нас может ожидать встряска, подобная шоку. Задачи, которые решались людьми прошлого, страдания и тяжести, которые те выносили на своих плечах, нам окажутся сплошь и рядом непосильными. Реальные янки при дворе реального короля Артура, скорее всего, выглядели бы апофеозом ничтожества и бесполезности. Хотя и король Артур на улице современного мегаполиса оказался бы более беспомощным, чем потерявшийся ребенок.

Так история смиряет нас, указывая всем свое место и призывая каждого ощутить себя участником всечеловеческой драмы.

Правда то, что из всех видов искусств самым массовым является кино. Правда и то, что иллюзия всеобщего счастья равна новому мировому порядку плюс компьютеризация всех жителей земли. И то, что история - родная сестра богословия, тоже правда. Стоит задуматься над созданием церквей и часовен на каждом историческом факультете.

779 Миссионерские записки. Часть 3

Утраченное нами

Синаксарий мясопустной субботы очень интересно объясняет поминание усопших в третий, девятый и сороковой день. В третий день, говорится там, после зачатия начинает пульсировать сердце. В девятый - появляется оформленный образ, и в сороковой - уже виден человек.

При смерти же происходят обратные процессы. В третий день изменяется вид. В девятый -разлагается телесный состав, но остается сердце. В сороковой - разлагается и само сердце. Ну а поскольку человек - это не тело отдельно и не душа отдельно, а тело и душа вместе, то происходящее с телом влияет на душу, и - наоборот. Заметные этапы в процессах, относительно тела, неизбежно отражаются синхронно на душе. И в эти дни нужна молитва.

Мне интересен этот текст с той точки зрения, что современная наука, со всеми хитростями и премудростями изучающая человека, подтверждает наличие этих этапов формирования и разложения телесного состава. Но у науки есть лазер, ультразвук и еще много всяких разностей. Откуда у древних были такие точные знания? Получается, что современная цивилизация много мучается и трудится, а в итоге лишь экспериментально подтверждает то, что было известно тысячу лет назад. Очевидно, что у древних были иные источники знаний. Очевидно, что нынешняя цивилизация идет по направлению к глухому тупику.

Или еще пример. Знатоки Закона подсчитали, что всего в Танахе 613 заповедей. Из них 365 -повелительные, и их количество соответствует количеству дней в году. Оставшиеся 248 -запретительные, и их число равно числу костей в теле человека. Так считали знатоки Закона. Откуда они знали количество костей в человеческом теле, если под строгим запретом были любые манипуляции с трупами, т.е. всякая теоретическая и практическая анатомия? А ведь по числам все сходится, если не считать те малые косточки, которые обнаруживаются лишь при помощи современной техники.

У древних было что-то, утраченное нами. А наша пластмассово-бетонная цивилизация летит, как паровоз, в сторону пропасти, и, что самое жуткое, миллионы слепцов этой цивилизацией гордятся.