Статьи и проповеди(с 4.12.2008 по 28.10.2010 г.)

По морю можно плыть лишь до тех пор, пока оно не вспенит волны. Оказывается, и народная стихия бывает послушна, смиренна, но ее можно взнуздать, если найти в душе народа самую чувствительную точку. Характерно то, что народ как-то изначально нелюбим, противен людям ищущим власти. Противен, как приемное и нелюбимое дитя. Любовь к народу не слышна ни в словах Бориса, ни в словах царедворцев. Борис:

Мне счастья нет. Я думал свой народ Щедротами любовь его снискать -Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

Тогдашних московитов нельзя было всколыхнуть обещанием гражданских свобод. Они слабо реагировали на те раздражители, приведение в действие которых заливало современную и позднейшую Европу потоками крови. Права сословные, права избирательные, торговые выгоды, все это не могло еще стать катализатором народных волнений. Православных людей можно было вывести из состояния гражданского покоя и привести в опасное и неуправляемое состояние чем-то таким, что связано с темой святости. Это могла быть угроза отступления от веры. Это мог быть призыв к отмщению невинной крови. «Кормилец-царь, надежда и опора, защитник Христовой церкви взошел на трон по окровавленным ступеням!» Вот шепот, способный превратиться в гром.

Самозванцы и потом, после преодоления смуты и воцарения Романовых, тревожили Русскую землю. Они называли себя то воскресшим императором Павлом, то Петром Третьим, и всякий раз под их разбойничьи знамена стекались тысячи отчаянных людей, жаждущих разгуляться и отведать свежей крови. Имена Разина и Пугачева известны всем. А были ведь еще и княжна Тараканова, и, якобы, спасшаяся от расстрела Анастасия Романова, то есть «святые имена», не произведшие восстаний. Народ влюблен в слухи. Как лакомство в чрево, глубоко входят в его душу случайные или намеренно придуманные басни. Вот портрет народной души в устах Басманова:

Изменчива, мятежна, суеверна Легко пустой надежде предана Мгновенному внушению послушна Для истины глуха и равнодушна,

А баснями питается она.

Но, правда и то, что имена, которыми дерзко именовали себя самозванцы, принадлежали людям невинно убиенным. Тень убитого вступала в свои права и начинала мстить живым руками самозванцев. Не только в «Гамлете» тень может сказать: «Гамлет, отомсти». Невинная кровь, и имя, и сама тень жертвы становятся причинами, действующими на ход истории.

Человеку трудно поверить, что тень и имя - вещи бесплотные - могут влиять на жизнь сильней оружия. И сам Борис поначалу удивляется:

Но кто же он, мой грозный супостат?

Кто на меня? Пустое имя, тень.

Ужели тень сорвет с меня порфиру,

Иль звук лишит детей моих наследства?