Статьи и проповеди(с 4.12.2008 по 28.10.2010 г.)
Эту благую мысль он не оставил жить в бестелесной сфере чистых идей. Эту мысль он последовательно воплощал. Издавал газеты и организовывал работу профильных радиостанций.
В монастырях, которыми управлял, требовал, чтобы каждый монах владел ремеслом: наборщика, водителя, электрика... Жизнь свою Максимилиан закончил в концлагере, вызвавшись умереть вместо молодого человека, попавшего в смертный список при «децимации».
К чему я все это рассказываю? К тому, что у нас подобных масштабных и необходимых задач никто до недавних пор внятно не формулировал. И когда мы обеспокоимся всерьез подобными вопросами, нам придется поинтересоваться тем, как они решались другими людьми в других странах. Это неизбежно в любой области, и область церковной проповеди - не исключение. Так что же мы будем делать вид, что во всем мире всем также дела мало до этих вопросов, как и нам? Или будем подозревать в еретичестве всех, кто дерзнул поднять тему непривычную? Или все же вытряхнем из себя спесь вместе с ленью, подобно тому, как вытряхивают пыль из залежавшегося в шкафу пальто, и займемся делом? Я за последний вариант. Как говорил Остап Бендер: в пословице «пан или пропал» выбираю пана, хотя он - явный поляк.
Можно, не изменяя веры, ездить в немецкой машине и носить костюм английского сукна. На это у нас в быту ума хватает. Но можно учиться также у немцев аккуратности, а у англичан последовательности и напористости, оставаясь при этом и русским, и православным. Для подобного вывода требуется уже некоторое мужество. Нужно идти дальше. Нужно учиться у западных христиан всему тому, чему они научились раньше нас, тому, что они делают лучше. Это касается в основном технологий и методологий. Мы никого уже никогда не закидаем шапками, не испугаем бесшабашной храбростью, не победим количественно. В изменившемся мире и при наших проблемах это невозможно. Да и не нужно. Но что нужно по-настоящему, так это овладение способами ведения «умной войны» и «умного сопротивления».
Все битвы мира переместились в область ума. Битва, проигранная там, не требует даже подписания капитуляции, ибо это не просто проигрыш, а крах. Защитить человека, оградить его, дать уму и сердцу здоровую пищу, вот задача! И охватить огромные массы дезориентированных людей в наши дни невозможно без освоения СМИ. Эта работа для нашей Церкви все еще достаточно нова, и не мы в мире ее начинали первыми. Значит, не грех и поучиться.
Предки наши среди многих пословиц оставили и такую: «Сатана гордился - с неба свалился. Фараон гордился - в море утопился. Мы разгордимся - на что пригодимся?»
Так что гордиться не надо. Учиться надо. У всех. Ради дела проповеди. Ради Славы Христовой.
824 Культура
Миссионерские записки
У веры сегодня есть интересный помощник в лице культуры. Были, правда, времена, когда ходьба по длинным коридорам культуры хорошо не заканчивалась. Эти времена и сегодня не закончились. Но мы вправе сегодня ждать от культуры и немалой помощи.
Помощь заключается в том, что К. Льюис называл «проветриванием мозгов воздухом иных эпох». Ведь если с прошедшей жизнью мира ты знаком поверхностно, то выходит, что и мир зарождается, и велосипед изобретается, и закат багровеет красками Апокалипсиса в пределах твоей маленькой жизни. Отсюда чрезмерная страстность исторических оценок, ускоренный анализ и поспешные выводы. Отсюда чрезмерная увлеченность своей собственной персоной и своим историческим моментом.
Не секрет, что Православие в нашей стране прихварывает (мягко говоря) нервным эсхатологизмом, вожди которого искренне религиозны, но именно малокультурны. Не в смысле сморкания в кулак вместо платка и не в смысле нежелания встать в транспорте при виде старшего человека. А в смысле нежелания сопоставить свои выводы с историческим опытом. Поэтому их творческие усилия больше похожи на торопливое складывание чемодана, чем на строительство дома. А ведь нам именно нужно строить дом после долгих лет безбытности и крестовых походов за всечеловеческим счастьем.