Статьи и проповеди(с 4.12.2008 по 28.10.2010 г.)

Стоит перестать вникать в дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное любопытство — как костёр осуждения лишится большей части дров и начнёт погасать.

У нас составился словесный портрет человека, которому по смерти Христос ничего осуждающего не скажет, но, указав на райские врата, произнесёт: «Заходи». Это человек, напрочь лишённый праздного любопытства. Для слушания чужих тайн у него не было ушей, и для разговоров о чужих грехах его язык был не приспособлен. Свои грехи он помнил. Слова Давида «грех мой всегда предо мною» для него не были просто словами. Когда на весы его мыслей ложились грехи людей, на вторую чашу тут же опускалась память о милости Бога и Крови Нового Завета. Он поучался в законе Господнем день и ночь, хотя ничто снаружи не выдавало в нём подвижника и людям он казался лентяем или «ни рыбой, ни мясом». Да он и был никчёмным человеком, который не одевал нагих, не спал на полу, не преуспел в посте, не научился молиться огненно и чудотворно. Все его силы ушли на внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать на всех свои ярлыки. Этого он сердцу не позволил. Насколько тяжело ему далась эта внутренняя работа — нам, любителям осуждения, сказать трудно. Но Христос, обещавший не судить того, кто не судил, просто и без Суда скажет этому человеку: «Заходи», — и укажет на жемчужные ворота в золотой стене.

725 Больше чем деньги

Этический идеал экономики

Сегодня большой популярностью пользуются экономические факультеты. Немыслимое число студентов приобретают знания в сфере инвестиционного менеджмента и регулирования валютных курсов, но что может теория посреди шумного моря действительности? Состояние нашей экономики наводит на мысль, что ей чего-то существенно не хватает. И это «что-то» — отнюдь не деньги.

Есть такое выражение: «Война — слишком серьёзное дело, чтобы доверять её военным». Эта сентенция содержит большую долю правды, но чтобы сделать её стопроцентно правдивой, нужно добавить ещё одно слово: только военным. Точно так же будет справедливым выражение: «Здоровье — слишком серьёзное дело, чтобы доверять его только врачам». И экономика — слишком серьёзное дело, чтобы сводить её только к деньгам.

На обывателя ежедневно обрушивается лавина информации, в которой он в принципе разобраться не может. Слыша об инвестициях, котировках, демпингах, картельных сговорах, ценах на нефть и платину, простой человек должен чувствовать себя заложником в большой игре, от которой он полностью зависит и на которую совсем не влияет. Так ли это на самом деле?

Понимаем ли мы с вами (все те, кто не учился на экономическом факультете) что-либо в экономике? Есть вещи, которые мы понимать просто обязаны.

Например, зависит ли экономика страны от такого качества, как трудолюбие? Конечно, зависит. Но трудолюбие — это не экономическая категория, а, скорее, нравственная. И честность — тоже нравственная категория, и от неё тоже зависит экономика. И исполнительность, и аккуратность, и трезвость — это нравственные категории, от которых напрямую зависит экономика любой страны и любого региона. Не делайте вид, что вы этого не понимаете на том основании, что не учились на экономическом факультете.

Если в некой условной стране преобладающим типом будет лентяй и жулик или жулик и пьяница, то не стоит заниматься экономическими расчётами — никакие инвестиции эту страну не спасут. Заливайте воду в решето, позвольте Сизифу бесконечно закатывать на гору свой вечно срывающийся камень. Всё это точно такие же бесполезные и бесконечные занятия, как и оздоровление через инвестиции той страны, где мелкие воры, лодыри и пьяницы встречаются на каждом шагу.

Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов по поводу внутренней связи между тремя вышеназванными типами. Вор, конечно, в своём роде — талант. Он даже может быть гением, но именно «в своём роде». По отношению к созидательному труду он — воплощённое лентяйство. Настоящие ценности создаёт настоящий труд, чьи свойства очень похожи на свойства неутомимо трудящейся природы. Природа творит незаметно и постоянно. Точно так же создаются великие культуры и цивилизации. И ничто так не противоречит психологии вора, как это постоянство созидательного труда и медленное накопление его результатов. Вор хочет пользоваться накопленным и получать всё сразу. Вряд ли его мелкая душа способна на мысли о вечности. «Жизнь коротка, и надо брать от неё всё», — это именно символ веры паразита, неважно — «тырит» ли он мелочь по карманам или проворачивает махинации с ценными бумагами.

Итак, вор — это лентяй по отношению к созидательному труду. А лентяй — это вор по необходимости. Из всех любителей полежать на печи только Емеле повезло с волшебной Щукой. Всем остальным надо по временам с печи слазить. Голод заставляет. Пошарив по пустым горшкам, лентяй пойдёт на двор глядеть — не лежит ли что без присмотра? Если лежит, то он это утащит и, скорее всего, пропьёт, так как «жизнь коротка, и надо брать от неё всё». Так лентяй плавно переходит в пьяницу. Так кредо лентяя совпадает с воровским символом веры.

Их тянет друг к другу словно магнитом. Шулеру-напёрсточнику как воздух нужны лодыри, мечтающие разжиться «на халяву». Пока второй мечтает, первый реально богатеет, и эта схема незыблема везде, где есть идея быстрого заработка без особых усилий. Потом обманутый идёт топить горе в водке, а обманувший — обмывать успех.