Articles and Sermons (from 3.09.2007 to 27.11.2008)

Нужно ли это человечеству? О да! Боже, как это нужно! Кто-то первый должен был умилиться детской улыбкой или застыть над распускающимся цветком. Кто-то первым должен был, задрав голову, смотреть на закатные облака до тех пор, пока звезды не засияли на небе и луна не озарила небосклон. Эти первые созерцатели обычного, те, кто в повседневном угадал вечное, были учителями всего человечества.

Теперь представим, что Тот же Господь поцеловал вас в то же темечко. Но взгляд ваш, удесятеренный, как будто мощной линзой, вашим талантом, вы направили не на клейкие листочки, не на пробивающуюся сквозь асфальт зелень и не на две пары глаз, утонувшие во взаимном пристальном взгляде. Вы, поцелованные в темечко, пристально взглянули в полную до краев выгребную яму четырехметровой глубины. Вы все там рассмотрели и выучили. Вы безошибочно узнали, кто и что поел из тех, кто присел над этой ямой. Еще бы, ведь вы же — талант! В омут творчества вы нырнули без респиратора, поскольку вы любите жизнь такой, какая она есть. Вначале вонь родила рвотные спазмы, но вскоре вы свыклись (на то вы и гений). И вот уже весь мир идет за вами, как за дудочкой Крысолова. Весь мир нагибается над той же клоакой и вдыхает ее зловоние. Весь мир научается различать, кто, что и когда покушал и когда сходил сюда, куда вы только что склонились. Талантом вашим и прозорливостью вы сослужили дурную службу всем тем, кто купился на красоту слога и не почувствовал запах параши, но обманулся ароматом стилистики.

Талант непременно от Бога. Но поскольку «все от Него, Им и к Нему», талант дается неспроста и не каждому. Талант — это способ служения. Пресвятая Троица — истинный Бог наш — положил на всем творении печать троичного совершенства: добра, красоты и истины. Человек религиозный похож на человека, копающего колодец. Нужно найти место, попотеть и потрудиться, чтобы затем дать источник жизни себе и всем после себя. Талантливые люди копают колодцы для многих будущих поколений. Мораль, эстетика и боговедение — вот три области действия талантливого человека. Мир должен быть добрее, красивее и ближе к Творцу. И кто еще займется этим, как не те, кто смотрит глубже, слышит тоньше и постигает не для всех постижимое.

А если вдруг прозорливый зрит не то и музыкальный слух одаренного прислушивается к ненужному — что тогда происходит? Тогда Архистратиг становится дьяволом. Вождь многих к Небу становится вождем стольких же в преисподнюю. Такова сила таланта. В этой силе важно не только качество, но и вектор. Талант силен не от себя, но от Бога, давшего талант. А вот вектор приложения таланта, вектор силы — это наши труды и наша ответственность. И потому как просто человек я ненавижу талантливых мерзавцев. А как человеку, знакомому с правдой Божией, мне жалко их — талантливых глупцов, растративших небесный бисер на развлечение и соблазнение толпы.

Утром трамвай подъезжает к остановке напротив твоего дома. Это видно всем жителям вашего квартала. Но кто может об этом написать так красиво и нежно, чтобы каждый посмотрел на трамвай, как будто впервые? Если ты это сможешь — будь внимателен.

Дети рисуют на камнях двора смешные и однотипные рожи. а ты вдруг рисуешь такое, над чем замирают соседи. Взрослые дяди и тети охают и, пожимая плечами, судачат о том, «что будет из этого мальчика». Будь осторожен.

Все мы поем иногда, хоть из-за нашего пения вянут цветы и разлетаются в разные стороны птицы.

А ты вдруг лет в восемь поешь о страданиях взрослых людей, о любви, о разлуках, о вечной тоске. Так поешь, что деды замолкают, бычкуют окурки и шмыгают носом. Ты тоже будь осторожен.

Бог, дающий талант, имеет право спросить о том, как мы его использовали. Смиряющийся талант научит других смиряться. Кающийся талант поможет другим покаяться. Рвущийся к Богу, как через заросли к свету, талант поможет туда же прорваться всем тем, кто его уважает.

Талант, утонувший в разврате, ответит за всех, кто за ним побежал по обрыву. Воюющий с Богом талант ответит за тысячи слабых и глупых своих почитателей, сглотнувших с красивой наживкой острые крючья проклятья.

Вразумлять талантливых — труд тяжелый. Они горды и влюблены в себя. Но потребителей талантов нужно вразумлять.

Люди обязаны отличать волков от пастырей, палачей — от лекарей, друзей — от предателей. Наши чувства должны быть навыком приучены к различению добра и зла. Если в наших христианских странах, где подавляющее большинство людей омыты во святой купели во имя Святой Троицы, у этого большинства будет воспитан правильный и здоровый вкус, то искусные «болтуны ни о чем», талантливые проповедники паскудства вскоре станут голодать. Народ перестанет голосовать за них кошельками: дескать, пардон, мы отбросами не питаемся.

Паразитам на Божественном таланте придется переквалифицироваться в управдомы или уехать на Запад, пока его не раскроили мусульмане. Ангела Хранителя.

303 Под пристальным взглядом Христа