«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Бог есть Дух, то есть Он не имеет ни плоти, ни костей; потому нам невозможно ни видеть Его, ни представлять Его в уме, как Он есть в Своем существе.

Если Бог есть Дух, не имеющий плоти, то как же Священное Писание приписывает Ему некоторые члены человеческого тела, например, очи, руки..?

Если Богу в Священном Писании приписываются некоторые члены человеческого тела, то это не потому, что Он в самом деле их имеет; но так говорится о Боге наглядно, человекообразно, чтобы мы могли, сколько возможно, понять бесконечные и непостижимые свойства Божий; например, очи Божий означают, что Бог все видит и все знает; руки Божий означают, что Бог все может сделать.

Если Бог есть Дух, то как Он возвещал Свою волю людям?

Он возвещал Свою волю людям различным образом. Для этого Он являлся им в образе человека (Аврааму в виде трех странников, с Иаковом боролся в виде незнакомого человека), или невидимо - среди пламени, дыма и трубных звуков (на горе Синай, когда давал закон еврейскому народу), или просто беседовал невидимо (с Моисеем), или внушал в сновидениях (Иакову на пути в Месопотамию). Сообразно с этими различными явлениями Божиими и на иконах Бог изображен различным способом.

Какие еще свойства Божии?

Бог вечен, т.е. Он всегда был, есть и будет. Он премудрый, милосердый, правосудный; Он все может сделать. Он все видит, все знает, вообще Он имеет все совершенства и не имеет никаких недостатков.

Где Бог присутствует?

Как вездесущий, Он присутствует везде. Но есть особенное славное Его присутствие - на небе, где святые ангелы и святые люди, и есть особенное таинственное присутствие Его в святом храме, куда христиане собираются для общественной молитвы.

Для чего в Символе веры не просто сказано: верую в Бога, но прибавлено во единаго?

Для того, чтобы утвердить эту истину, что Бог по существу Своему есть только один, и чтобы таким образом отвергнуть ложное учение язычников, признающих множество богов.

На какую истину указывает слово в Символе веры: Отца?

На ту истину, что в Боге, едином по существу, не одно лицо.

Сколько же в Боге лиц?

Три лица (или Ипостаси).

Какие эти лица?

Первое лицо: Бог Отец; второе лицо: Бог Сын; третье лицо: Бог Дух Святой. Эти три лица Св. Троицы в одном Боге; потому единый Бог и называется троичным в лицах или триединым Богом.

Кто из этих лиц Св. Троицы больше, а кто меньше?

Никто из них не больше, и никто не меньше. Они все равного Божеского достоинства. Как Бог Отец есть истинный Бог, имеющий все Божеские свойства, например, вечность, всемогущество, так и Бог Сын (Сын Божий) есть истинный Бог со всеми Божескими свойствами, и Дух Святой есть также истинный Бог с теми же Божескими свойствами; однако не три Бога, а один Бог.

Какое различие между лицами Святой Троицы?

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.