ДОБРОТОЛЮБИЕ
ж). О тщеславии (Ч. 1, 217).
1. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели.
2. Сливается (и делается невидимою) черта, проведенная на воде; и труд добродетели — в душе тщеславной.
3. Бела рука, скрытая в недре, — и скрываемое дело сияет блистательнее света.
4. Плющ обвивается около дерева, и когда достигнет вершины, сушит корень; а тщеславие прививается (приростает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения.
5. Грозд винограда, до земли спустившийся, или прилегший к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая.
6. Тщеславный монах — безплатный работник, — несет труд, а награды не получит.
7. Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит мзду добродетелей.
8. Воздержание тщеславнаго — дым из печи; и то и другое разсеявается в воздухе.
9. Ветер заметает след человека, и тщеславие (в ничто обращает) милостыню.
10. Камень, как сильно ни брось его, не достигает до неба, — и молитва человекоугодника не взойдет на небо.
11. Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз.
12. Муж благоразумный скрывает сокровище, а благомысленный монах — труды добродетели.
13. На стогнах молиться советует тщеславие; но воюющий с тщеславием молится в клети своей.
14. Человек безразсудный всенародно объявляет о своем богатстве и многих возбуждает к злоумышлению против себя; а ты, идя путем, где есть разбойники, скрывай, что имеешь, пока не придешь в град мира и там не начнешь безопасно пользоваться своим добром.
15. Добродетель тщеславнаго — жертва сокрушенная, каковой жертвы не следует приносить на олтарь Божий (Лев. 22, 22).
16. Уныние разслабляет душевную силу, а тщеславие болезненнаго делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва; потому что похвала многих возбуждает усердие.
17. Не предавай трудов за славу человеческую и не отдавай будущей славы за похвалу ничего не стоющую; ибо слава человеческая обращается в прах и молва ея замирает на земле, а слава добродетели пребывает во веки.
—————
18. Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию — этою матерью зол (1, 226).
19. Начало почести — человекоугодие, а конец ея — гордость.